21.08.2024

Развитие экономик полицентров

Введение

Традиционный мегаполис с центральным деловым центром, окруженным кольцом снижающейся плотности населения, больше не является устойчивым. По мере того, как мы приближаемся к новому стандарту плотности городского населения, которым является город с населением более 10 - 15 миллионов человек, наиболее подходящие города будущего разрабатываются в соответствии с многоядерной, полицентричной моделью (см. Рисунок 1).

 

Что такое полицентричный город? Как следует из названия, это город с несколькими центрами, обычно с иерархией центров, одним главным центром и несколькими субцентрами.

 

 

Рисунок 1 Структура городов

Концепция полицентричных городов предоставляет лучшие возможности для создания устойчивого будущего для миллионов людей, переезжающих в города в ближайшие десятилетия. Они должны быть построены на основе хорошо спланированной транспортной инфраструктуры, обширных общественных пространств и многофункциональных комплексов для работы, жилья и отдыха.

 

Эта концепция не нова. Например, центральная часть Нью-Йорка, Даунтаун, возникла на волне различных застроек, прежде чем включить в себя соседние районы, такие как Бронкс, Квинс, Бруклин и Стейтен-Айленд. Лондон с самого начала своего существования был практически мультицентричным. Однако сегодня мы видим, что центр тяжести новых городских кластеров в этих городах меняется. В то же время города, построенные по модели центрального делового района, такие как Торонто и Гонконг, начинают становиться полицентричными, поскольку плотность населения смещается за пределы устоявшихся центров.

 

Причина концентрации городов

Экономисты выделяют два типа объяснений для такой концентрации: «География первой природы» (англ. first-nature geography) и «география второй природы» (англ. second-nature geography). Первая, естественная география, основана на экзогенных природных преимуществах или местоположении, таких как доступ к природным водоемам или близость к глубоководным естественным портам. География второй природы соответствует расположению хозяйствующих субъектов относительно друг друга в географическом пространстве. Согласно этому второму типу объяснения, люди и компании предпочитают размещаться вместе, чтобы снизить затраты на транспортировку товаров, людей и идей, даже если внешние преимущества отсутствуют или ограничены. С точки зрения географии второй природы, концентрация экономической активности в городе отражает автономный сплоченный процесс, в ходе которого решения агентов о размещении взаимно усиливаются.

Факторы, влияющие на организацию экономической деятельности в полицентрах

По данным экономистов, существует несколько факторов, которые влияют на организацию экономической деятельности в полицентрах. Ниже приведены примеры и теоретическое объяснение причин влияния этих факторов.

Цены на землю

Поскольку цены на землю определяются конкуренцией между альтернативными видами землепользования, они дают обобщенную статистику об относительной привлекательности региона. Рост цен на землю в некоторых районах по сравнению с другими можно объяснить спросом на коммерческую или жилую недвижимость. Эти потребности в землепользовании определяются производительностью и удобствами, а следовательно, природными благами и мощью агломераций. Исследование, проведенное Hawnaz et al., показало, что такие факторы, как интеграция, связанность и ширина улиц, увеличивают потребность в землепользовании. Коммерческие зоны с хорошей интеграцией и более широкими дорогами, как правило, имеют более высокие цены на землю, в то время как узкие местные дороги обычно имеют более низкие цены. Этот результат может способствовать будущему городскому дизайну в отношении улучшения городской экономики и стоимости земли.

 

Плотность населения

Различия в ценах на землю сопровождаются существенными различиями в плотности населения. На плотность населения также влияют производительность и удобство, что опять же определяется природными преимуществами и силами агломерации (социальные объекты, инфраструктура). При прочих равных условиях высокая производительность или удобство местности привлекают людей, увеличивая плотность населения и повышая цены на землю. Эти более высокие цены на землю, в свою очередь, влияют на равновесную структуру города несколькими способами. Во-первых, жители могут отказаться от использования площади, что приводит к уменьшению размеров жилья. Во-вторых, более высокие цены на землю повышают отдачу от строительства более высоких зданий, что отражается в большом количестве небоскребов. В-третьих, рабочие могут приезжать на работу из других менее густонаселенных мест с более низкими ценами на землю. Все три реакции требуют больших затрат, так как уменьшение жилой площади снижает полезность, более высокие здания требуют больших затрат на строительство, а поездки на работу связаны с денежными и временными затратами.

Рабочие и жители

Работники, приезжая на работу, разделяют свое место жительства и место работы, чтобы воспользоваться преимуществами высокой заработной платы на рабочем месте и низкой стоимости жизни за вычетом коммунальных услуг и стоимости жилья на месте жительства. Такое разделение места работы и места жительства стало возможным благодаря современным транспортным технологиям, таким как наземные и подземные железнодорожные сети и системы автомагистралей, которые способны ежедневно перевозить большое количество людей между их домом и местом работы.

Следствием такого разделения места работы и места жительства является специализация районов между жилым и коммерческим землепользованием. Районы с высокой производительностью по отношению к удобствам могут специализироваться как рабочие места, а районы с высокими удобствами по отношению к производительности могут специализироваться как жилые. В результате возникает богатая внутренняя структура экономической активности в городах.

Для объяснения данной закономерности следует рассмотреть следующую модель (см. рисунок 2), где внутренняя структура города определяется путем рассмотрения выбора места жительства и места работы.

Рисунок 2 Выбор места жительства и работы

На левой панели рисунка 1 иллюстрируется определение количества жителей (Rn). Горизонтальная линия показывает резервный уровень полезности в широкой экономике (Ū). Наклонная вниз линия показывает ожидаемую полезность от места жительства n (Un). Ожидаемая полезность уменьшается с ростом числа жителей по двум причинам. Во-первых, при увеличении числа жителей при заданном предложении жилой площади это приводит к росту цены на жилую площадь и снижает ожидаемую полезность. Во-вторых, при увеличении числа жителей в данном месте мы привлекаем работников с более низкой реализацией идиосинкразических предпочтений в отношении данного места, что снижает ожидаемую полезность за счет эффекта состава или эффекта »бьющегося среднего«. Равновесное число жителей определяется пересечением резервного уровня полезности в широкой экономике (Ū) и ожидаемой полезности от проживания в квартале n. Положение линии ожидаемой полезности (Un), а значит, и равновесное число жителей, зависит как от экзогенных, так и от эндогенных переменных. Ключевыми экзогенными переменными являются фундаментальные характеристики жилья и географическая площадь земли. Увеличение обеих этих экзогенных переменных смещает ожидаемую линию полезности наружу и увеличивает равновесное число жителей. Ключевыми эндогенными переменными являются доступ к близлежащим рабочим местам (определяемый временем в пути и заработной платой), отношение жилой площади к географической площади земли и внешние эффекты, связанные с жильем. Увеличение каждой из этих эндогенных переменных смещает линию ожидаемой полезности наружу и увеличивает равновесное число жителей, где эти эндогенные переменные определяются вместе с выбором места работы в общем равновесии модели.

На правой панели рисунка 2 показано определение количества работников на каждом рабочем месте (Ln). Наклонная вниз линия показывает спрос на труд на рабочем месте n, определяемый равенством между заработной платой и стоимостным предельным продуктом труда. Увеличение числа работников, занятых на данном месте, приводит к снижению заработной платы из-за уменьшения предельной физической производительности труда в технологии производства. Восходящая линия показывает предложение труда на рабочем месте n, определяемое выбором работником места жительства и места работы. Чтобы увеличить предложение труда, фирмы должны предложить более высокую заработную плату, чтобы привлечь работников с более низкой реализацией идиосинкразических предпочтений для данного рабочего места. Равновесное количество работников (Ln) определяется пересечением спроса на труд и предложения труда. Положение линий спроса на труд и предложения труда также формируется как экзогенными, так и эндогенными переменными. Увеличение таких экзогенных переменных, как основы производства и площадь географической земли, сдвигает линию спроса на труд наружу, так же как и увеличение эндогенных переменных, таких как производственные экстерналии и отношение площади коммерческих площадей к площади географической земли. Увеличение эндогенной переменной доступа к окружающим домам (определяемого временем в пути и заработной платой) смещает линию предложения труда наружу. И снова эти эндогенные переменные определяются совместно с выбором места жительства в общем равновесии модели.
 

Роль государственных институтов

В условиях глобальной урбанизации и стремительного роста городского населения создание полицентричных городов становится одной из ключевых стратегий для обеспечения устойчивого развития. Полицентричные города, характеризующиеся наличием нескольких центров активности, могут эффективно справляться с проблемами перегруженности, улучшать качество жизни и стимулировать экономический рост. Для достижения этих целей государственные институты должны предпринять комплексные меры, направленные на привлечение бизнеса и населения в новые полицентры.

Инвестиции в Инфраструктуру

Эффективная транспортная сеть является основой полицентричного развития. Государственные институты должны инвестировать в строительство и модернизацию транспортных коридоров, обеспечивая высокоскоростной и доступный общественный транспорт, который соединяет субцентры с центральными районами города (Cervero, 1998). Создание мультимодальных транспортных узлов интегрирует различные виды транспорта (метро, автобусы, трамваи, велосипеды) в единые узлы, обеспечивая легкую пересадку и сокращение времени в пути.

Доступ к современным инженерным сетям (водоснабжение, электроснабжение, канализация) играет решающую роль в привлечении бизнеса и населения. Создание умных сетей с внедрением технологий smart grid и систем управления ресурсами повышает эффективность и устойчивость инфраструктуры (Chourabi et al., 2012). Развитие коммуникационной инфраструктуры обеспечивает доступ к высокоскоростному интернету и современным коммуникационным технологиям.

Экономическое Стимулирование

Предоставление налоговых льгот и субсидий является мощным инструментом для стимулирования инвестиций. Льготы для бизнеса, такие как снижение налогов на прибыль и предоставление субсидий на капитальные вложения для компаний, размещающихся в новых субцентрах, способствуют экономическому развитию (Glaeser, 2011). Гранты и кредиты для стартапов поддерживают малый и средний бизнес через грантовые программы и льготное кредитование.

Создание благоприятных условий для иностранных инвесторов включает прозрачные правовые рамки, обеспечивающие защиту прав инвесторов и упрощение административных процедур для регистрации и ведения бизнеса (Porter, 1990). Организация инвестиционных форумов и конференций привлекает инвесторов и представляет возможности политцентров.

Социальное и Культурное Развитие

Общественные пространства играют важную роль в повышении привлекательности субцентров. Создание парков и скверов способствует развитию зеленых зон для отдыха и социальных взаимодействий, что улучшает качество жизни (Gehl, 2011). Организация культурных мероприятий, таких как фестивали, концерты и спортивные мероприятия, привлекает население и создаёт культурную идентичность субцентров.

Качественное образование и здравоохранение являются основными факторами для привлечения населения. Строительство школ и университетов обеспечивает доступ к качественному образованию на всех уровнях (Florida, 2002). Модернизация медицинских учреждений создаёт современные больницы и клиники с высококвалифицированным персоналом.

Экологическая Устойчивость

Экологическая устойчивость становится всё более важным фактором для современных городов. Внедрение зеленых технологий включает строительство энергоэффективных зданий и использование возобновляемых источников энергии (Newman & Kenworthy, 1999). Развитие систем переработки отходов и управление загрязнением окружающей среды также важны для поддержания экологического баланса.

Государственные институты должны внедрять строгие экологические стандарты, включая контроль выбросов и установление норм по защите водных ресурсов (OECD, 2012). Эти меры способствуют снижению уровня загрязнения и защите природных ресурсов.
 

Международный опыт

Шанхай — один из самых густонаселенных городов в мире, который продолжает расти за счет притока населения из разных регионов Китая. Для удовлетворения высокого спроса на динамичную экономическую деятельность и быстро растущий приток населения расширение города стало необходимостью. На протяжении десятилетий Шанхай проводил политику городского планирования, направленную на превращение из сверхплотного моноцентрического города в мульти центрический мегаполис с целью децентрализации населения и экономической активности.

В 1958 году для поддержки развития Шанхая центральное правительство приняло решение о переводе уездов из провинции Цзянсу в Шанхай, что способствовало децентрализации населения и фабрик из центрального района города. В 1959 году был разработан генеральный план, в котором градостроительная политика направлялась на сдерживание роста населения в центральной части Шанхая до уровня не более 3 миллионов человек, с населением на периферии в 1 миллион и с 2 миллионами жителей в семнадцати городах-спутниках. Предполагалось, что население каждого города-спутника составит от 100 до 200 тысяч человек. Из-за нехватки земли для расширения заводов и для предотвращения загрязнения окружающей среды в центральной части Шанхая было перенесено 720 заводов с численностью более 100 человек и 2000-3000 заводов с численностью менее 100 человек в 10 промышленных районов ближнего пригорода (Усун, Юньзаобан, Пэнпу, Таопу, Бэйсиньцзин, Цаохэцзин, Чанцяо, Чжоуцзяду, Дунгоу и Гаоцяо) и в города-спутники (Минхан, Вуцзин, Цзядин, Антин, Сунцзян, Бэйянцяо, Цинпу, Танкоу, Наньцяно, Чжоупу, Чжуанша, Чжуцзин, Фэнцзин, Фэнчэн, Наньхуэй, Чунмин и Баочжэн).

Между городом и ближайшими пригородами был создан зеленый пояс шириной от одного до четырех километров, чтобы предотвратить расширение города за пределы пригорода. Для увеличения зеленых насаждений и общественных зданий в центре города было предложено строительство многоэтажных жилых комплексов. Несмотря на сильное влияние »Великой культурной революции» на городское строительство, этот план сосредотачивался на строительстве муниципальных объектов и промышленных зон в пригородах. Несколько крупных заводов были размещены в Уцзяне, Минхане, Антине, Цзядине и Сунцзяне. С тех пор Шанхай превратился в городскую агломерацию, включающую промышленные зоны в ближайших пригородах и города-спутники в отдаленных районах.

Два огромных промышленных объекта также оказали значительное влияние на пространственную структуру Шанхая. В 1972 году недалеко от залива Ханчжоу, в Цзиншаньвэе, на расстоянии 72 км от центра города, был построен Шанхайский нефтехимический завод. В 1978 году на южном берегу реки Янцзы был возведен металлургический завод »Баошань«. Оба завода воспользовались выгодами доступного водного транспорта для поставки промышленных материалов и продукции, что привело к значительному увеличению числа рабочих мест. К 1990 году Баошань и Цзиншаньвэй стали двумя крупнейшими городами-спутниками Шанхая, хотя они были построены более десяти лет спустя, чем другие города-спутники.

В мае 2001 года Государственный совет утвердил новый генеральный план «Генеральный план развития Шанхая (1999-2020 гг.)». Благодаря этому плану Шанхай стал мировым экономическим центром, финансовым центром, торговым центром и центром судоходства. Таким образом, в соответствии с принципом координации развития города и его пригородов была структурирована территория Шанхая: центральный город стал основным многокоридорным, многоуровневым и многоядерным центром.

Заключение

В условиях стремительного роста городского населения и урбанизации, создание полицентричных городов становится важным шагом для обеспечения устойчивого развития. Пример Шанхая и его эволюция из сверхплотного моноцентрического города в мультицентрический мегаполис подчеркивают, что экономически успех таких проектов зависит от активного участия государственных институтов. Эти города требуют комплексного подхода к развитию инфраструктуры, экономики, социальной сферы и экологической устойчивости для обеспечения высокого уровня жизни и устойчивого экономического роста.

Научные исследования подтверждают эффективность следующих мер для успешного развития полицентричных городов:

  • Инвестиции в инфраструктуру, включая строительство современных транспортных коридоров и мультимодальных узлов, развитие коммуникационной и инженерной инфраструктуры.

  • Экономическое стимулирование через предоставление налоговых льгот, субсидий и других инцентивов для привлечения бизнеса и инвестиций.

  • Социальное и культурное развитие, включая создание общественных пространств и улучшение доступа к образованию, здравоохранению и культурным мероприятиям.

  • Экологическая устойчивость, включая внедрение зеленых технологий, управление отходами и защиту окружающей среды.

Эти меры направлены на создание городов будущего, способных эффективно решать вызовы урбанизации и изменений климата, обеспечивая высокий уровень жизни и устойчивый экономический рост. Реализация этих стратегий требует согласованных действий со стороны государственных институтов, частного сектора и местных сообществ. Только такой комплексный подход позволит создать города будущего, способные эффективно справляться с вызовами глобализации, урбанизации и изменений климата.

 

Литература

• Batty, M. (2008). «The Size, Scale, and Shape of Cities.» Science.

• Bertolini, L., & Dijst, M. (2003). «Mobility environments and network cities.» Journal of Urban Design.

• Cervero, R. (1998). «The Transit Metropolis: A Global Inquiry.» Island Press.

• Chourabi, H., Nam, T., Walker, S., Gil-Garcia, J. R., Mellouli, S., Nahon, K., ... & Scholl, H. J. (2012). «Understanding smart cities: An integrative framework.» Hawaii International Conference on System Science.

• Florida, R. (2002). «The Rise of the Creative Class.» Basic Books.

• Gehl, J. (2011). «Life Between Buildings: Using Public Space.» Island Press.

• Glaeser, E. (2011). «Triumph of the City.» Penguin Press.

• Newman, P., & Kenworthy, J. (1999). «Sustainability and Cities: Overcoming Automobile Dependence.» Island Press.

• OECD (2012). «Compact City Policies: A Comparative Assessment.» OECD Publishing.

• Porter, M. (1990). «The Competitive Advantage of Nations.» Free Press.