Think Tank: содействие в стратегическом и тактическом планировании развития Алматы
Цель. Улучшение качества планирования развития Алматы, направленного на обеспечение его устойчивого развития и превращение в один из лучших по уровню жизни городов мира.
В качестве Think Tank ЦРА оказывает содействие акимату в стратегическом (разработка программных документов) и тактическом (разработка планов мероприятий и дорожных карт) планировании развития Алматы.
Качество решения управленческих задач определяет достижение конечного результата в области социального развития, благоустройства города, благоприятной экологической обстановки и т.д. Управление (governance) также является ключевым компонентом в достижении ЦУР ООН.
Современное управление городом сталкивается с факторами ускорения и усложнения процессов во внешней и внутренней среде, роста распространения информационных технологий и цифровизации, трансформации общественных ожиданий и требований к городской среде и управлению городом. От местного государственного управления требуется адаптивность, гибкость, устойчивость, готовность к изменениям и внедрению новых инструментов в традиционную практику работы, что включает в себя более широкое применение аналитического инструментария, включая аналитику больших данных и адаптацию лучших мировых практик.
Задача 1. Обеспечение деятельности акимата г. Алматы качественной аналитикой и содействие повышению результативности действий по развитию города
ЦРА стремится обеспечить качественное устойчивое социально-экономическое развитие города путем информационно-аналитического сопровождения деятельности акимата г. Алматы.
ЦРА, выступая как современный think tank, в рамках данной деятельности будет осуществлять работу в следующих направлениях:
1) Разработка и мониторинг программных документов города
2) Аналитическая поддержка деятельности акимата г. Алматы
3) Развитие международного сотрудничества
Разработка и мониторинг программных документов города.
ЦРА выступает основным разработчиком, исполнителем и/или соисполнителем программных документов города.
ЦРА начата работа по разработке системы индикаторов для внедрения в работу управлений акимата г. Алматы и обеспечения прогресса в достижении ЦУР ООН и вхождению города в топ-70 индекса The Global Livеability Index от EIU к 2030 году. ЦРА будет отслеживать прогресс, изучать релевантный опыт других городов мира, вносить рекомендации по улучшению показателей и др. Указанный индекс является интегральным и отражает степень развитости городов и благоприятности для жизни по ряду параметров.
Со времени первого включения Алматы в рейтинг в 2015 г., позиция города не претерпела существенных изменений, кроме снижения по причине кризиса, вызванного пандемией Covid-19 (в 2022 г. в рейтинг добавилось 32 новых города, что соответственно сместило позицию Алматы).
*с 2022 г. количество оцениваемых EIU городов увеличилось с 140 городов до 172
Аналитическая поддержка деятельности акимата города. ЦРА продолжит выполнять исследовательские, аналитические, методологические, консультационные функции с сохранением следующих имеющихся направлений деятельности:
• Сбор, обработка, визуализация и аналитика больших данных;
• Сопровождение, реализация и мониторинг проектов;
• Экспертиза проектов;
• Взаимодействие с населением, общественные коммуникации.
Исследования проводятся в соответствии со стратегическими задачами развития города, установленными в программных документах, оперативными задачами, которые ставятся городской администрацией, а также текущей социально-экономической ситуацией в городе.
Исследования включают в себя анализ местной ситуации, при необходимости – проведение консультаций со стейкхолдерами, экспертные и глубинные интервью, изучение релевантного международного опыта для выявления потенциально эффективных практик и решений, которые могут быть адаптированы под условия г. Алматы.
ЦРА как организация, специализирующая на изучении и внедрении лучших практик городского развития, содействует популяризации, пониманию и последовательному внедрению в систему местного государственного управления инновационных подходов.
Содействие указанной модернизации реализуется путем косвенного и прямого воздействия. Косвенное воздействие осуществляется через использование в работе ЦРА и далее в работе акимата г. Алматы и его управлений современного аналитического инструментария, включающего аналитику больших данных на базе Ситуационного центра ЦРА, современные подходы и методы проектного управления, новые практики работы с населением и др.
Прямое воздействие реализуется путем проведения исследований и внесения рекомендаций по внедрению современных подходов и методов управления городом, а также путем проведения обучающих программ, семинаров, практикумов с использованием различных форматов, таких как симуляционные игры.
Развитие международного сотрудничества. Алматы в рамках реализации Программы развития города нацелен на вхождение в список глобальных городов посредством экономического, инфраструктурного, культурно-образовательного и социального преображения. ЦРА связывает достижение этого результата с развитием международного сотрудничества и встраиванием развития Алматы в общемировую повестку устойчивого развития. В данном направлении ЦРА будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
• изучение и внесение рекомендаций по адаптации лучших мировых практик, подходов, стандартов и пр.;
• развитие партнерских отношений с мировыми центрами урбанистического развития; вхождение в топовые международные сообщества по развитию городов, такие как С40, Resilient Cities Network и др.;
• сотрудничество с международными рейтинговыми агентствами по оценке уровня развития городов.
Задача 2: Повышение эффективности управленческих решений на основе дата аналитики
Для преодоления ограничений традиционных подходов в принятии решений государственные органы, вслед за бизнес-сообществом, переходят к концепции data-driven decision-making – принятию решений на основе анализа цифровых данных.
Вместе с тем, Общество понимает, что big data – не самоцель и данные сами по себе не гарантируют позитивного влияния на развитие города или принятие качественных управленческих решений.
Общество внедряет дата-аналитику с 2023 г. и планирует достичь следующих показателей:
Ситцентр был создан в ЦРА в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан», а также единой концепции Smart City.
Цель разработки Ситцентра – создание единого информационно-аналитического пространства для мониторинга, анализа, планирования социально-экономических процессов города на основе достоверных и актуальных данных, с последующей визуализацией результатов и формированием отчетности в интересах руководства города.
Достижение указанной цели включает в себя разработку методологии и описание требований по сбору и систематизации данных Ситцентра включает в себя определение типов данных, а также методов сбора данных на основании исследований и определения проблем города, которые можно решить с использованием данных. Также определяются ключевые источники данных.
Далее данные будут использоваться для получения ответов по актуальным исследовательским запросам или проблемам города с использованием статистических методов, методов качественного анализа или их сочетания, на основании которых будут вноситься рекомендации для разработки новых политик, процедур, стратегий и т.д.
В перспективе ЦРА будет играть ключевую роль в аналитике данных города как реализатор проекта «Ситуационный центр», в рамках которого и будет осуществляться вся деятельность, связанная с большими данными города.
В Ситцентре аккумулируются, в том числе автоматизированным способом, данные от государственных организаций, департаментов, частных структур и внешних источников по всем направлениям жизнедеятельности города: инфраструктура, строительство новых объектов, ремонты, дороги, коммуникации, социальные объекты, здравоохранение, образование, культура, зоны отдыха и др.
Массив данных будет использоваться для:
• выявления закономерностей и корреляций в данных для обоснования принятия управленческих решений;
• визуализации достижений и проблем города для жителей, гостей города и бизнеса с возможностью получения описательной и прогнозной аналитики;
• ежедневного мониторинга показателей города, включая показатели транспортной системы (заторы, ремонты, перекрытые дороги), ЖКХ (аварии, отключения) и др.
• вовлечения горожан в вопросы развития города, путем предоставления возможностей ставить оценки, лайки и дизлайки, оставлять отзывы, идеи, пожелания в качестве обратной связи по объектам строительства, коммунальным объектам и др.
• содействия развитию бизнесу за счет предоставления геоаналитики о возможностях создания и развития бизнеса (зонам покрытия, выявлению географических ниш по категориям бизнеса и т.д.).
• использования готового конструктора построения дашбордов как аналитиками и ИТ-специалистами, так и пользователями из акимата г. Алматы без технического образования.
• функционирования платформы, которая позволит на основе анализа больших данных выявлять проблемные вопросы сообществ/кластеров и далее осуществлять поиск точечных решений по ним, вести совместную работу, объединяющую мнения, данные и решения жителей города, бизнеса и администрации.
ЦРА планирует далее развивать дата-аналитику на уровне города с выполнением задач математического моделирования и прогнозирования.
Дата-аналитика использует различные методы и инструменты для анализа данных, такие как статистический анализ, машинное обучение и дата-майнинг и др. Для выполнения статистического и факторного анализа будут выполнены следующие задачи:
• Применение статистических методов и приемов для анализа данных и выявления ключевых факторов, влияющих на развитие отраслей города.
• Использование факторного анализа для понимания лежащих в основе взаимосвязей между переменными и уменьшения размерности данных.
• Оценка значимости факторов и их вклада в развитие города
Оба метода будут использоваться для анализа различных типов данных, таких как социально-экономические данные, медицинские данные, данные маркетинговых исследований и т.д. Это позволит выявить закономерности и взаимосвязи между переменными, а также определить факторы, которые могут влиять на исследуемые явления и таким образом способствовать принятию более качественных и сбалансированных решений.
Также повышению качества и эффективности управленческих решений будет способствовать Моделирование динамических систем, которое будет использоваться для анализа поведения той или иной системы в различных условиях, оптимизации процессов, предсказания будущих изменений. Примеры применения моделирования динамических систем включают моделирование климата, моделирование экономических процессов, моделирование транспортных потоков и многое другое. Например, если дорога ремонтировалась в 2020 г., то модель сможет определить, что в следующий раз ее необходимо будет отремонтировать в 2025 г.
Результатом дата-аналитики, математического моделирования и прогнозирования будут выступать продукты на основе данных – отчеты по запросам, ссылки, консультации и рекомендации. Продукты могут быть использованы жителями и предприятиями для принятия решений, основанных на анализе данных, а также исследователями и экспертами, СМИ для понимания ситуации на основе фактологических данных. Это способствует развитию культуры data-driven decisions и в целом результативности тех, кто использует его возможности.
Ситцентром будет создано озеро данных (data lake), в рамках которого будут проведены работы по расширению пула информационного взаимодействия со сторонними информационными системами посредством прямой интеграции и парсинга данных из открытых источников. Таким образом озеро данных будет представлять собой огромный массив разнообразных данных, которые при их комбинации, сопоставлении и сравнительном анализе позволят получать обогащенные новые знания и аналитические продукты. Так, станет возможным: значительно повысить качество расчетов по социально-экономическому развитию города; видеть покрытие города различными объектами (например, видеокамерами), определять «белые пятна» и обеспечить более эффективное размещение этих объектов; сопоставлять потребности работодателей в различных сферах и помогать жителям принимать более взвешенные решения при поиске работы и др.
В дальнейшем, для монетизации услуг Ситцентра будут выполняться следующие задачи:
• Предоставление бизнес-кейсов, платформы и аналитических услуг на платной основе.
• Премиальный доступ к расширенной аналитике и информации для предприятий и жителей.
• Создание экосистем и партнерств по обмену данными по принципу коллаборации с другими организациями.
Задача 3: Развитие цифровых сервисов для акимата и жителей города
Ситцентр представляет собой программно-аппаратный комплекс со специализированным информационно-аналитическим инструментарием (средства хранения, сбора, обработки, визуализации информации, методы моделирования и прогнозирования).
В Программе развития Алматы в разделе «Смарт Сити» одной из целей определено создание «цифрового двойника» города – системы, позволяющей отразить все процессы жизнедеятельности мегаполиса в виртуальном виде. Для достижения этой цели будет создана интерактивная карта города с использованием данных Ситцентра и других информационных систем. Сервис позволит визуализировать такие данные, как: информационные системы, городские объекты, сети коммуникаций и др.
Интерактивная карта города будет состоять из нескольких слоев, включая модули:
1) Мониторинг районов – визуализация строительно-ремонтных работ, работ по благоустройству и др. в разрезе районов г. Алматы.
2) Индикаторы районов – визуализация индикаторов районов в виде дашбордов (таблиц, инфографики, пр.) по различным категориям (население, бюджет района, МСБ, коммунальное хозяйство и благоустройство, коммуникации, преступность, налоги, МИО и др.).
Дальнейшее развитие СЦ будет связано со следующими задачами:
1) Интеграции и визуализация городских информационных систем.
2) Цифровые сервисы для жителей города.
Интеграции и визуализация городских информационных систем. Для расширения объема анализируемых данных и выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности города будет реализована интеграция Ситцентра с «Open Almaty», а также со следующими городскими информационными системами: «Сергек», «Единая дежурная диспетчерская служба 112», «Единая система видеомониторинга», «Единое хранилище данных», «Geo Analytics» и др.
Интеграция с ИС «Geo Analytics» позволит показать виртуальный экономический портрет города с отображением ряда данных, относящихся к экономике Алматы.
Интеграция ИС «ЕДДС 112», ИС «ЕКЦ 109», «Open Almaty» и др. позволит вести мониторинг звонковой активности жителей города, а также собирать и анализировать следующие данные: по количеству обращений в разрезе районов и городских служб; по наиболее массовым темам обращений в разрезе районов и служб; зонам повышенного количества обращений; статусу и качеству обработки обращения и пр.
Видеохостинг городских проектов позволит горожанам видеть, как реализуются ключевые городские проекты в части инфосистем и их интеграции.
Цифровые сервисы для жителей города – это следующие три больших сервиса для жителей г. Алматы:
1) Сервис обратной связи в мониторинге районов. Сервис позволит горожанам давать оценку и получать обратную связь по городским строительным и ремонтным работам, благоустройству городской среды и др.
2) Сервис предложения инициатив. Будет обеспечен функционал для жителей города по предложению городских инициатив: проведению ремонтных работ, благоустройству, строительству и др. работам.
3) Сервис для благотворительности. Горожанам, бизнесу и др. будет предоставлена актуальная информация о проверенных благотворительных инициативах с предоставлением справочной информации, контактных данных и возможности обратиться с заявлением о необходимости материальной помощи/услуги.
Обеспечение хранения данных. Сохранность данных обеспечивается через управление собственным Центром обработки данных (далее – ЦОД). Инфраструктура ЦОД обеспечивает техническую и физическую отказоустойчивость оборудования проектов 24/7 с максимальным временем прерывания деятельности не более 24 часов в год, включая:
1) отказоустойчивость работы инженерной инфраструктуры серверного пространства;
2) безопасность и сохранность данных;
3) корректное распределение серверного пространства;
4) централизацию управления IT-ресурсов в серверном пространстве;
5) эффективность использования бизнес-приложений.
ЦОД обеспечивает работоспособность как проектов Общества, так и ряда ключевых городских информационных систем, принадлежащих акимату г. Алматы и его подведомственным учреждениям.
[1] Парсинг – автоматизированный сбор и структурирование информации с сайтов при помощи программы или сервиса.
Алматы в рейтинге Economist «Global Liveability Index»
Алматы – крупнейший мегаполис Казахстана, стремящийся улучшить качество жизни своих жителей и войти в топ-70 городов рейтинга Global Liveability Index.
Рейтинг Economist – отображает рейтинг мегаполисов мира по качеству и уровню развития основных сфер жизнедеятельности, определяет международное рейтинговое агентство «Economist Intelligence Unit» в составе Economist Group (Великобритания), специализируется на услугах консалтинга, прогнозирования, управления рисками.
Положение Алматы в рейтинге
*с 2022 г. количество оцениваемых EIU городов увеличилось с 140 городов до 172
Развитие Алматы и повышение рейтинга
Город Алматы сосредоточен на развитии инфраструктуры, повышении уровня безопасности, модернизации здравоохранения, улучшении экологии и создании комфортной городской среды.
Для повышения качества жизни и улучшения позиций в международных рейтингах в Алматы реализуются следующие проекты:
1. Развитие транспортной инфраструктуры
- Расширение сети метро, строительство новых станций.
- Внедрение современных транспортных решений, развитие скоростных автобусных линий (BRT).
- Развитие велодорожек и экологичного транспорта.
2. Озеленение и улучшение городской среды
- Программа «Зеленый Алматы»: высадка деревьев, благоустройство парков и скверов.
- Реконструкция общественных пространств, набережных, дворов и улиц.
- Снижение уровня загрязнения воздуха за счет модернизации ТЭЦ и перехода на экологичный транспорт.
3. Модернизация коммунальных систем и цифровизация
- Внедрение умных технологий в управление городскими службами (Smart City).
- Автоматизация систем водоснабжения, энергосбережения и освещения.
- Улучшение системы видеонаблюдения и цифровой безопасности.
4. Развитие здравоохранения
- Строительство новых медицинских центров и больниц.
- Создание международного медицинского хаба для привлечения инвестиций в здравоохранение.
- Внедрение передовых медицинских технологий и цифровых сервисов.
5. Развитие образования
- Открытие новых школ и университетов мирового уровня.
- Программы обмена и стажировок для студентов и преподавателей.
- Развитие научных центров и лабораторий.
6. Привлечение инвестиций в экономику и креативные индустрии
- Поддержка стартапов и инновационных компаний.
- Развитие IT-хабов и технологических кластеров.
- Создание новых бизнес-зон и привлечение международных инвесторов.
Эти меры направлены на повышение комфорта городской среды, рост экономики и улучшение позиций Алматы в мировых рейтингах.
В рейтинге на осень 2024 года Алматы занимает 123 место (с ростом на 1 позицию). Рост в рейтинге связан с повышением оценки по показателю «Инфраструктура» на 3,6 баллов, что привело к повышению общей оценки жизнепригодности на 0,8 баллов до 66,9 баллов. В последние годы Алматы демонстрирует позитивные изменения в ключевых сферах городской жизни, что отмечается высоким темпом роста баллов (+5,3 баллов с 2022 года) . Одним из приоритетов города является развитие инфраструктуры. В Алматы активно реализуются проекты по модернизации дорог, общественного транспорта и коммунальных систем. Создаются новые пешеходные зоны, велодорожки, расширяются зеленые пространства, что способствует повышению комфорта городской среды.
Важным направлением развития остается улучшение качества здравоохранения. В Алматы активно строятся и модернизируются медицинские центры, оснащенные передовыми технологиями. Улучшение доступности государственных и частных клиник позволяет жителям получать качественные медицинские услуги, что положительно сказывается на уровне жизни.
Не менее важное направление — развитие культурной среды и туризма. В Алматы регулярно проводятся международные фестивали, спортивные соревнования и культурные мероприятия. Город становится магнитом для туристов, привлекая внимание благодаря своему уникальному сочетанию современной инфраструктуры, природных ландшафтов и богатого культурного наследия.
Инфраструктура
Комфортное городское пространство с продуманной и качественной инфраструктурой показывает не только качество жизни горожан, но и демонстрирует гостям города что здесь комфортно жить, выгодно работать и приятно отдыхать. Именно поэтому создание надежной и эффективной инфраструктуры является первоочередной задачей.
В категории «инфраструктура» индекса опубликованного осенью 2024 года, Алматы расположился на 124 месте.
По оценке экспертов Economist Intelligence Unit в категории »инфраструктура» в Алматы имеет место следующие проблемы не позволяющие улучшить позиции города в индексе и требующие срочного решения:
1. Дорожная инфраструктура в городе находится на должном уровне и улучшается, но обычно она перегружена транспортными средствами. Пробки в часы пик — это ежедневная проблема, которая может привести к увеличению времени в пути.
2. Доступны варианты общественного транспорта, такие как автобусы и такси, а также приличная дорожная сеть. Новое метро хоть и существует, но имеет ограниченное количество линий. В часы пик может возникнуть перенаселенность, а также перебои в оказании услуг.
3. В городе есть собственный международный аэропорт, который входит в число самых загруженных аэропортов страны.
4. Квартиры являются более распространенным типом размещения, чем дома, и предлагают достойный выбор. Дополнительные услуги, такие как места общего пользования, тренажерные залы и т. д., ограничены.
5. Поставка газа и электричества осуществляется стабильно по всему городу, но могут возникать перебои.
6. В городе имеется хорошо налаженная и современная сеть, обеспечивающая относительно стабильную подачу воды. Однако в некоторых заведениях время от времени могут возникать перебои с поставками.
7. В городе хорошая и современная сеть, широко доступен высокоскоростной Интернет. Однако время от времени в нем могут возникать сбои, а обслуживание иногда может быть отложено.
Образование
Школьное образование играет важную роль в развитии человека с раннего возраста, дает не только знания и умения, но и помогает развивать личность. Именно поэтому для достижения высокого уровня знаний учеников и акцентирования их внимания на успеваемости, в Алматы необходимо создавать подходящие условия для получения качественного образования мирового уровня.
В категории «образование» индекса опубликованного осенью 2024 года, Алматы расположился на 112 месте.
По оценке экспертов Economist Intelligence Unit в категории «образование» имеют место следующие проблемы не позволяющие улучшить позиции города в индексе и требующие решения:
1. В городе имеется ограниченное количество частных школ, которые дополняются несколькими международными школами, обслуживающими общины экспатриантов. В школах преподают в основном на английском языке, а другие языки доступны редко.
2. Частные школы предлагают хорошие стандарты обучения. Инфраструктура и дополнительные учебные заведения, хотя и немного отстают от развитых городов, оцениваются высоко.
3. Количественный показатель, рассчитанный с использованием списка показателей, полученных от Всемирного банка.
Культура и окружающая среда
Проживание в экологически чистом городе оказывает существенное влияние на здоровье человека. Не менее важно культурное, духовное и физическое воспитание содействующие гармоничному развитию личности. Именно поэтому в Алматы необходимо создавать подходящие условия для формирования общества, подготовленного ко всем вызовам в эпоху глобальной конкуренции.
В категории «культура и окружающая среда» индекса опубликованного осенью 2024 года, Алматы расположился на 138 месте.
По мнению экспертов Economist Intelligence Unit в категории «культура и окружающая среда»:
1. Город адаптирован к средним погодным условиям
2. В Алматы резко-континентальный климат с очень низкими температурами зимой и высокими летом. Качество воздуха в городе также остается распространенной проблемой.
3. Имеются культурные трудности в плане существования коррупции. Рейтинг основан на последнем рейтинге коррупции, присвоенном Transparency International в последнем Индексе восприятия коррупции (ИВК) для Казахстана.
4. Для определенных групп людей могут возникнуть некоторые трудности из-за их религиозной или сексуальной идентичности. Кроме того, существуют некоторые требования, такие как обязательная регистрация религиозных групп.
5. Свобода освещения событий может быть ограничена и заблокирована властями, иногда с угрозой вмешательства или карательных последствий. Доступ к интернет-сайтам или социальным сетям может быть ограничен.
6. В городе низкий уровень спортивных мероприятий, невысокое качество занятий спортом, нерегулярные международные спортивные мероприятия.
7. В Алматы ограниченный выбор театров, местные шоу и постановки в основном на казахском и русском языках, небольшой выбор музыкальных мероприятий, отсутствие международных мероприятий.
8. По сравнению с другими развитыми городами мира, в Алматы ограниченное разнообразие международных сетей и кухонь.
Здравоохранение
Доступное медицинское обслуживание горожан, сохранение и повышение уровня их здоровья – показатель развития которого хотят достичь мировые города. Именно качество медицинских услуг является важным критерием при переезде для новых горожан и экспатов.
В категории «здравоохранение» индекса опубликованного осенью 2024 года, Алматы расположился на 117 месте.
По оценке экспертов Economist Intelligence Unit в категории «инфраструктура» в Алматы имеет место следующие проблемы не позволяющие улучшить позиции города в индексе и требующие срочного решения:
1. В городе расположен ряд частных больниц, медицинских центров и клиник. Однако выбор определенных предложений и услуг в отношении сложных процедур или серьезных заболеваний может быть ограничен.
2. Качество предоставляемых частных медицинских услуг является удовлетворительным. Однако серьезные операции или серьезные неотложные состояния, скорее всего, придется лечить за границей.
3. В городе развитая система общественного здравоохранения. Однако выбор ограничен с точки зрения специалистов, высококлассных процедур и медицинского оборудования.
4. Качество государственных медицинских услуг является управляемым, при достаточном количестве персонала и более коротком времени ожидания, чтобы ими воспользоваться.
5. Необходимые лекарства легко доступны, и не все лекарства требуют рецепта врача. Однако возможности остаются ограниченными по сравнению с разработанными аналогами, а некоторые из недавно появившихся на мировом рынке лекарств могут быть недоступны на рынке
Стабильность
Безопасность является одним из основных критериев качества жизни и имеет важнейшее значение для устойчивого социального и экономического развития городов. Высокий уровень безопасности в городе повышает его привлекательность в глазах туристов и экспатов. Именно поэтому создание безопасной городской среды является первоочередной задачей.
В категории «стабильность» индекса опубликованного осенью 2024 года, Алматы расположился на 99 месте.
По оценке экспертов Economist Intelligence Unit в категории »стабильность» в Алматы имеет место следующие проблемы не позволяющие улучшить позиции города в индексе и требующие срочного решения:
1. Мелкие преступления, такие как карманные кражи, грабежи, кражи в магазинах, грабежи и т. д., распространены в некоторых частях города и общественных местах, таких как парки, торговые центры, рынки и автобусы. Вероятность совершения этих преступлений возрастает после захода солнца, поэтому исследовать город днем относительно безопасно.
2. В определенных местах или в определенное время (обычно ночью) требуется осторожность. Инциденты в основном редки и не несут существенной угрозы.
3. В настоящее время городу не угрожает потенциальный военный конфликт. Нет никаких государственных конфликтов, вооруженных восстаний, пограничных споров или дипломатических проблем, которые могли бы привести к полноценному конфликту.
4. Демонстрации, забастовки и протесты могут развиваться без уведомления, но вероятность их распространения по городу остается низкой.
5. В последние годы город не подвергался террористическим атакам, но все еще остается вероятность того, что он может стать объектом нападения, учитывая относительную нестабильность в регионе.
Цель устойчивого развития (ЦУР), представленная Концепцией ООН, стоит в центре глобальной повестки дня. В сентябре 2015 года, Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию »Преобразование нашего мира: Повестка в области устойчивого развития до 2030 года«. Эта инициатива выделила 17 глобальных целей и 169 задач для достижения.
ЦУР объединяет три ключевых аспекта: экономический, социальный и экологический. В рамках ЦУР все страны, включая неправительственные организации и гражданское общество, объединяют усилия для улучшения качества жизни людей и охраны окружающей среды. Для каждой из 17 ЦУР определены конкретные задачи и показатели, которые предполагается достичь к 2030 году. Страны-участницы ООН могут адаптировать эти задачи к своим национальным стратегиям с учетом особенностей.
В 2023 году АО «Центром развития города Алматы» была завершена работа по формированию Добровольного местного обзора по г. Алматы и 9 июля 2024 года на сайте ООН был официально опубликован первый в Казахстане и Центральной Азии ДМО по г. Алматы.
База данных по индикаторам целей устойчивого развития является неотъемлемым инструментом для мониторинга и оценки прогресса в реализации этих целей на глобальном, национальном и региональном уровнях. Она позволяет систематически отслеживать достижения по каждой цели, предоставляя достоверные данные для оценки текущей ситуации и выявления проблемных областей. С помощью этой базы данных можно определить, в каких сферах требуется больше усилий и ресурсов, что помогает направлять действия в наиболее критичные сферы и делает процесс принятия решений более эффективным. Также, это полезно для неправительственных организаций и частного сектора, которые могут разрабатывать и реализовывать свои программы в соответствии с целями устойчивого развития, используя данные для определения приоритетов и оценки эффективности своих действий.
База включает в себя 15 релевантных для Алматы ЦУР, влияющих на благосостояние жителей города Алматы. Некоторые показатели отражены только на уровне республики. Однако, на постоянной основе проводятся работы по актуализации релевантных данных по городу и будут производится корректировки, по мере поступления необходимых данных.
База данных состоит из глобальных и национальных индикаторов ЦУР. База отражает задачи каждой из направлений ЦУР, каждая задача в свою очередь содержит в себе индикатор.
При формировании Базы были использованы данные из различных открытых источников и ведомственных данных.
Актуализация данных производится на постоянной основе, по мере поступления релевантных данных.










