Институт медиации в Казахстане только развивается. Еще не все граждане знают об альтернативных методах решения споров. Главной целью медиации является снижение конфликтности в обществе, его предупреждение и сохранение мира. При её проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
В OpenAlmaty находятся представители Общественного Объединения «Профессиональные Медиаторы», что дает возможность гражданам узнать все о медиации, о ее преимуществах, о возможности решения многих проблем путем достижения договоренностей, минуя судебные тяжбы.
Алгоритм работы медиаторов в Общественной приемной следующий:
- лицо, принявшее решение урегулировать спор с помощью процедуры медиации здесь же подает заявку на медиацию;
- медиатор предоставляет реестр профессиональных медиаторов и лицо выбирает любого медиатора из реестра;
- заявка поступает к выбранному медиатору и медиатор начинает работать со второй стороной. Проведение процедуры медиации возможно в специально отведенном кабинете в OpenAlmaty. Сохраняется принцип конфиденциальности. Указанные выше процедуры медиации проводятся в кратчайшие сроки – в течение одного-двух дней.
С момента открытия OpenAlmatyк медиаторам ОО «Профессиональные медиаторы» обратилось более двухсот граждан по трудовым, жилищным, наследственным, брачно-семейным и другим вопросам.
Некоторые соглашения были заключены между бывшими супругами. К примеру, одно из них касалось раздела совместно нажитого имущества; другое было заключено между супругами об определении места постоянного проживания несовершеннолетних детей с одним из супругов, определение алиментных выплат и раздела имущества в досудебном порядке; третье заключили наследники по разделу наследственного имущества.
По всем обращениям граждан оказываются правовые консультационные услуги, даются разъяснения о порядке обращений в судебные органы. Также разъясняются альтернативные способы разрешения споров во внесудебном порядке, в том числе и путем проведения процедуры медиации, в результате чего можно сократить финансовые затраты, свое время и самое важное – хорошие отношения.
Приведем несколько примеров. Один из споров разрешился следующим образом: Михаил (имя изменено) обратился к медиатору о том, что его работодатель - ИП не выплачивает ему заработную плату за 5 месяцев в размере 750 000 тенге, мотивируя тем, что их Заказчик задерживает оплату. Михаил обратился за консультацией в OpenAlmaty, где медиатор разъяснил ему о гражданских правах и предложил решить спор во внесудебном порядке, с помощью проведения процедуры медиации. Специалист обратился к работодателю, встретился с ним, переговорил и через день работодатель полностью произвел выплату. Медиативное соглашение даже не заключалось, а конфликт был исчерпан.
Юридические лица также пользуются услугами медиации. К примеру, строительная компания обратилась по вопросу недоплаты подрядчиком денежных средств за выполненные строительные работы в размере 22 870 000 тенге. Между ними произошел конфликт, более того, компания не могла своевременно оплатить зарплату своим рабочим за 4 месяца, которые уже собирались обратиться в суд. Медиатор также встретился со сторонами и смог урегулировать данный спор. За 10 дней выплата была произведена полностью, а конфликт был исчерпан. При этом само медиативное соглашение не заключалось, но стороны остались довольны проведенной медиатором работой.
Медиаторы Open Almaty призывают граждан решать свои проблемы цивилизованно и не доводя ситуацию до суда, ведь медиация позволяет сохранить время, деньги и эмоциональные силы.