В г.Алматы 30 ноября 2018 года на базе АО «Центр развития города Алматы» состоялась встреча экспертов Всемирного банка с государственным органами и местными исполнительными органами по обсуждению результатов сбора данных для исследования «Субнациональный рейтинг Doing Business» в Казахстане.
В ходе проведенной встречи представителями Министерства национальной экономики проведено разъяснение методологии и преимущества рейтинга на субнациональном уровне, позволяющий регионам поделиться опытом.
Введение регионального рейтинга создает предпосылки конкуренции и стимулирует участие местных органов власти для продвижения реформ.
В ходе проведенной встречи экспертами Всемирного банка с представителями Департамента юстиции г.Алматы, Департамента государственных доходов по г.Алматы и Алматинского филиала Национального банка были обсуждены проведенные реформы по улучшению позиций индикатора рейтинга «Открытие предприятий».
Показатель «Открытие предприятий» учитывает сроки, стоимость, минимальный оплаченный уставной капитал и количество процедур, необходимых для образования предприятия.
Согласно отчету Всемирного Банка «Doing Business 2019» Казахстан по индикатору «Открытие предприятий» улучшил свои позиции на 5 пунктов по сравнению с прошлым годом (41 место в 2018 году, 36 место в 2019году).
Одной из составляющей, повлиявшей на улучшение позиций индикатора упрощение с 01.05.2017 годапроцедуры регистрации в качестве плательщика НДС.
Согласно внесенных изменений в налоговое законодательство лица, заявившие при регистрации юридического лица через e-gov о необходимости регистрации в качестве плательщика НДС становятся на регистрационный учет со дня государственной регистрации. При этом, исключено требование фотографирование первого руководитетеля юридического лица, а также предоставление документа, подтверждающего место нахождения юридического лица.
За 2017 год зарегистрировано 603 плательщиков НДС при государственной регистрации юридического лица. За 11 месяцев 2018 года 1683 плательщиков НДС зарегистрировались в электронном виде через портал e-gov, что составляет от 32% от общего количества вставших на учет.
Кроме того, до сведения экспертов доведена информация о проводимых мерах по улучшения качества обслуживания налогоплательщиков при поддержке Акимата г.Алматы.
С ноября 2018 года в г.Алматы внедрены Мобильные налоговые офисы», которые позволят оперативно и доступно оказывать государственных услуг в отдаленных местах массового скопления людей (например на рынках).
По опыту Грузии закуплены и переоборудованы в передвижные офисы 3 автомашины. Офис обеспечен системами отопления, кондиционирования, камерами видеонаблюдения.
В мобильном офисе совмещен функционал Центра оказания услуг, Терминала самообслуживания и функция приема платежей в кассовом узле банка.
Офис поделен на две обслуживающие зоны: зона обслуживания сотрудником ОГД и бронированная зона кассира банка.
Прием платежей осуществляется кассиром АО «Казпочты», предпочтением отдано данному учреждению банка в виду приема отдельных налогов без комиссии.
Налоговая зона предусматривает рабочее место сотрудника, оборудованное компьютером, принтером со сканером и зоны ожидания налогоплательщика.
Машина имеет интернет покрытие, что позволяет использовать офис как «Терминал самообслуживания» для налогоплательщиков самостоятельно желающих исполнить налоговые обязательства.
В офисе размещены образцы заполнения налоговых заявлений и форм налоговой отчетности.
Система видеонаблюдения позволяет контролировать работу сотрудников передвижных пунктов через созданный при ДГД Ситуационный Центр.
Планируется установка в «Мобильных офисах на колеса» ИС ИНИС и СОНО, ЦУЛС. (в настоящее время АО НИТ прорабатывается вопрос с сотовыми операторами об установке канала связи).
До установки канала связи офис используется в качестве консультационного пункта и приема налоговых заявлений на регистрацию ККМ с ФПД, снятию старых моделей.
После установки ИС в передвижном Центре возможно будет осуществлять выдачу ЭЦП, регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и оформление/продление патентов и прием другой налоговой отчетности.
В связи с введением с 01.10.2018 года обязательства по применению торгующими на рынках ККМ с ФПД планируется размещение передвижных пунктов на рынках двух районов – Алатауского и Жетысуского, где наибольшее количество торгующих, соответственно 43% и 27% от общего количества по городу.