Казахстан-2022: вектор реформ и логика общественной модернизации

14.02.2023

Особая роль принадлежит концепции «слышащего государства».

В мире давно сложилась традиция, когда разные страны, академические или общественные институты определяют слово года. Обычно выбирается некое понятие или термин, описывающий главный «вайб» года. Если применить эту практику к нашей стране, то для 2022 года можно было бы выбрать не слово, а словосочетание – Справедливый Казахстан.

Эта идеологема оформилась как ответ на запрос казахстанцев на изменения, социальную справедливость, демократизацию, повышение эффектив­ности государственной политики. Но появилась она не вдруг. Идея Справедливого Казахстана вы­росла из многочисленных инициа­тив и решений, составляющих основу модернизационной повестки Касым-Жомарта Токаева, которую он начал продвигать с самого избра­ния на пост главы государства в 2019 году и продолжает последовательно ей придерживаться.

В числе этих инициатив особая роль принадлежит концепции «слышащего государства», которую Президент выдвинул почти четыре года назад. Суть ее легко угадывается из самого названия: люди, их проблемы и чаяния всегда должны быть на первом месте для государства и тех, кто осуществляет госполитику. Благо людей должно быть на первом месте для тех, кто принимает решения как в центре, так и на местах.

За прошедшие годы именно эта концепция, а также шаги по институционализации диалога между государством и обществом позволили серьезно продвинуться в деле модернизации. Был создан сначала Национальный совет общественного доверия, в рамках которого были приняты несколько больших пакетов реформ (большинство из них уже реализованы). В 2022 году НСОД завершил свою работу, но эстафету у него принял Национальный курултай – и здесь уже речь идет о выходе на новый институциональный уровень общенационального диалога. Если НСОД был в большей мере экспертной площадкой, помогаю­щей государству определить верный курс реформ, то курултай – это собрание неравнодушных к судьбе страны граждан, задача которых – сделать так, чтобы эти реформы реально заработали.

Трудности, с которыми столк­нулся Казахстан в прошлом году, подтвердили правильность такой политики. Процессы модернизации и реформирования не только не замедлились, но и получили новый импульс. И надо признать, что идея Справедливого Казахстана очень помогла в деле обновления и повышения устойчивости государства. Новая парадигма базируется на том, что государство и граждане – партнеры, объединенные общей целью. И цель эта – процветающая страна и благополучное общество.

Изучать и анализировать все события 2022-го предстоит еще долго – год действительно был неординарный. Но сейчас мы хотим, основываясь на офи­циальных данных и экспертных оценках, сделать обзор ключевых событий, которые были важны не только, так сказать, «в моменте», но и имеют значение для будущего развития Казахстана.

Политическая модернизация

Ключевыми политическими событиями в прошлом году, безусловно, стали всенародный референдум по поправкам в Конституцию и внеочередные президентские выборы. Две такие важные кампании в один год – сами по себе показатель темпов реформ и их масштаба.

При этом, как мы все помним, прошедший 5 июня 2022 года референдум по поправкам в Конституцию стал первым с 1995 года. И сам факт того, что судьба конституционной реформы была вынесена на всеобщее голосование, указывает на твердую нацеленность Президента Касым-Жомарта Токаева на качественные изменения во взаимодействии государства и общества, говорит о приверженности курса на демократизацию. Референдум стал очень своевременным месседжем от власти, и ответ граждан на него стал обнадеживающим – казахстанцы поддержали реформы, проявив единство друг с другом и солидарность с руководством страны. Консолидация общества – это неосязаемый, но ощутимый и архиважный результат прошедшего плебисцита.

Вторая часть конституционной реформы 2022 года (сентябрьская) максимально усилила вектор движения в сторону демократизации, обновления и укрепления ключевых государственных институтов. В Послании народу 1 сентября Касым-Жомарт Токаев объявил об инициативах, реализация которых потребовала внесения новых поправок в Основной закон. Одна из них касалась изменения срока президентских полномочий: теперь глава государства избирается на 7 лет и на один срок, без возможности переизбрания. Эта новелла гарантирует неизбежную сменяемость верховной власти в стране, защищает от ее монополизации.

В целом реформы 2022 года ознаменовали окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской респуб­лике, заложили фундамент для дальнейших системных пре­образований.

В частности, пакет важных решений был принят для активизации партийного строительства в Казахстане. Упрощены процедуры создания новых политобъединений – регистрацион­ный порог для партий снижен с 20 тыс. до 5 тыс. членов, также сократились требования по минимальной численности региональных представителей (с 600 до 200 человек) и инициативной группы для создания партии (с 1 000 до 700 человек).

Как результат, в 2022 году впервые за почти 10 лет в Казахстане зарегистрирована новая политическая партия «Байтак», еще одна партия – Respublika – прошла процедуру регистрации буквально на днях, идут соответствующие процессы и по другим партиям.

Почему это так важно? Многопартийность, в том числе наличие большего числа партий в представительных органах, будет способствовать развитию политической конкуренции, обеспечению плюрализма мнений, а от этого во многом зависит долгосрочная стабильность политической системы в целом и эффективность решений насущных проблем граждан.

Безусловно, полная реализация реформ на практике потребует определенного времени. Необходима перезагрузка политической системы, и Касым-Жомарт Токаев, как мы помним, форсировал этот процесс, объявив досрочные выборы – президентские (уже прошедшие 20 ноября 2022 года), а также в Мажилис и маслихаты всех уровней – назначенные на 19 марта. Плюс 14 января прошли очередные выборы в Сенат.

Важный момент: выборы в Мажилис и маслихаты будут проходить по новому, более демократичному и открытому формату.

В прошлом году принято решение о внедрении смешанной пропорционально-мажоритарной системы выборов в Мажилис (30% депутатов будут избираться напрямую, а не по партийным спискам) и областные маслихаты (здесь схема будет 50⁄50). Полностью мажоритарная система выборов будет в маслихаты городов и районов. Как подчеркивают эксперты, такой подход будет формировать более гармоничную избирательную модель, обеспечивающую права граждан, закладывающую фундамент нового формата взаимоотношений народа, его избранников и исполнительных органов. Этому будет способствовать и внедрение так называемого императивного мандата – люди, недовольные работой своего избранника, могут сместить его с депутатского кресла.

Кроме того, стоит вспомнить более ранние инициативы о снижении порога прохождения партий в Парламент (теперь достаточно набрать 5% голосов), а также внедрение 30-процентной квоты для женщин и молодежи в партийных списках на выборах. Все это дает основания ожидать, что новый созыв Мажилиса действительно станет для палаты «перезагрузкой».

И последнее (но не по важнос­ти). Народные избранники в Казахстане теперь не только депутаты Мажилиса и маслихатов, но и акимы. В 2021 году впервые прошли прямые выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. А в 2023 году в пилотном режиме будут организованы выборы уже акимов районов и городов областного значения. Кроме того, уже в 2022 году вступили в силу законодательные нормы, изменившие систему назначения акимов областей и городов респуб­ликанского значения, превратив ее, по сути, в те же выборы, только на основе так называемого косвенного избирательного права: Президент предлагает (выдвигает) не менее двух кандидатов, за которых потом голосуют выборщики (депутаты местных маслихатов).

Введение и масштабирование выборности глав местной исполнительной власти – очень важный шаг для успешной реализации реформ, поскольку решает сразу несколько задач. Это и дальнейшая демократизация, и повышение участия граждан в политических процессах, и новая парадигма взаимодействия местной власти и местных сообществ, и повышение эффективности госуправления на местах.

Было в 2022 году и еще одно важное решение, символически сильно связанное с процессами политической модернизации и укрепления государственности Казахстана на новом этапе развития: в 2022 году в национальный календарь праздников вернулся День Республики – 25 октября.

Права человека

Одна из ключевых потребнос­тей людей – это безопасность. Одна из ключевых обязанностей государства – обеспечить эту безопасность своим гражданам. А одно из ключевых измерений безопасности – это неукоснительное соблюдение фундаментальных прав человека.

В Казахстане работа в этом направлении входит в число бе­зусловных приоритетов государственной политики. Прошлый год это только подтвердил.

Укреплению системы защиты прав человека в Казахстане в том числе способствовала проведенная конституционная реформа.

Так, был возрожден Конституционный суд (такой институт существовал в Казахстане в 1992–1995 годах, потом его сменил Конституционный совет – структура с более ограниченными правозащитными функциями), который начал работать уже с 1 января 2023 года. Обращаться в него смогут не только официальные лица (уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор), но и простые граждане. То есть буквально любой, кто посчитает, что какие-то законы ущемляют его конституционные права как гражданина, сможет обратиться в Конституционный суд и его вопрос в обязательном порядке будет рассмотрен этой высочайшей инстанцией.

Поправки в Основной закон также укрепили статус уполномоченного по правам человека в Казахстане – в Конституцию была добавлена соответствую­щая новая статья, в которой прописаны гарантии независимости и неподотчетности омбудсмена каким-либо госорганам и должностным лицам, кроме Президента. Кроме того, омбудсмен сам стал, так сказать, ближе к народу – принято решение об открытии во всех регионах Казахстана местных представительств уполномоченного по правам человека.

В 2022 году в Конституцию было внесено еще одно принципиальное дополнение – в ней был прописан запрет на смерт­ную казнь в Казахстане. Шаг, в принципе, скорее символический. Мораторий на смертную казнь в нашей стране действовал с 2004 года. В 2020 году Казах­стан присоединился ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о граж­данских и политических правах, направленному на отмену смерт­ной казни. Соответствующие поправки в национальное законодательство были внесены в 2021 году. Но то, что запрет на смертную казнь появился еще и в тексте Основного закона, – это однозначная демонстрация приверженности Казахстана защите фундаментальных прав человека. Неудивительно, что в международном сообществе это уникальное в своем роде решение получило широчайшее одобрение и поддержку.

Одной конституционной реформой работа, однако же, не ограничилась. Совершенствуется законодательство в этой сфере. В частности, подготовлен законопроект «О противодействии торговле людьми в РК».

В 2022 году в Казахстане был утвержден План дальнейших мер в области прав человека и верховенства закона, в котором определены задачи по укреплению правозащитных механизмов фактически по всему спект­ру направлений (в том числе по такой чувствительной теме, как предот­вращение пыток и расследование таких случаев). Укрепляется межведомственный контроль за соблюдением прав граждан. При уполномоченном по правам человека создана Рабочая группа по вопросам защиты самих правозащитников.

Гражданское общество

Казахстанцы – народ инициативный и неравнодушный, что подтверждается даже официальной статистикой: в стране около 770 волонтерских организаций, более 17 тыс. НПО, работающих в самых разных сферах. Гражданское общество всегда стремилось принимать посильное участие в развитии страны и решении проб­лемных вопросов. Государство со своей стороны такое участие только поддерживает.

Как социальные партнеры госструктуры и неправительственный сектор сегодня реализуют около 2 тыс. проектов по различным социально значимым тематикам. А в 2022 году механизм взаимодействия государства и гражданского сектора был еще больше усилен – законодательно прописаны возможности установления стратегического партнерства. Это создает базу для более тесной совместной работы государства и НПО по направлениям реализации обще­национальных приоритетов развития, а также механизмы поддержки (в том числе монетарной) проектов НПО по наиболее актуальным вопросам.

В июле прошлого года также обновлено законодательство о благотворительности и волонтерской деятельности. В частности, расширены возможности монетарной и немонетарной поддержки этой деятельности на государственном уровне.

Эффективной мерой повышения гражданской и политической активности казахстанцев, а также хорошо показавшим себя механизмом обратной связи власти с населением остаются общественные советы. Сегодня по республике свыше 250 ОС, в том числе они есть в центральных госорганах, а с 2022 года – еще и в 13 квазигосударственных организациях. В прошлом году проведена ревизия всех составов ОС и максимально снижено присутствие в них представителей органов власти. В работе советов задействованы свыше 4 тыс. человек, и подавляющее большинство из них – представители неправительственного сектора и экспертного сообщества.

В фокусе внимания ОС оказываются наиболее чувствительные для граждан вопросы – от водообеспечения до рассмотрения проектов НПА, от мониторинга цен на социально значимые товары до земельных вопросов. При этом рекомендации советов являются обязательными для рассмотрения госорганами. По сути, общественные советы стали наглядной демонстрацией того, как концепция «слышащего государства» может влиять на повышение эффективности и человекоориентированности госуправления.

Информационная сфера

Современный мир – это мир информации. И его реалии требуют от государств и обществ пристального и ответственного внимания к этой сфере. Казах­стан существующие вызовы прекрасно понимает, и информационное пространство стремится развивать таким образом, чтобы и свободу обеспечить в полной мере, и опасного хаоса не допустить.

В Конституции Казахстана записано: «Свобода слова и творчества гарантируются». Президент (как гарант Конституции) в мартовском Послании развил тему. Он заявил, что дальнейшие демократические преобразования в стране невозможны без независимых и ответственных средств массовой информации, и поставил задачу пересмотреть Закон «О СМИ» – «с учетом инте­ресов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы».

Концепция нового законо­проекта «О масс-медиа» и некоторые другие документы к нему уже размещены на интернет-портале «Открытые НПА» для широкого обсуждения. Предполагается, что после принятия этого закона действующее законодательство о СМИ обновится более чем на 50%.

Изменения направлены, в частности, на пересмотр устаревших подходов взаимодействия государства и СМИ. Речь идет о кардинальной трансформации механизма государственного информационного заказа, предлагается осуществить поэтапный переход к модели грантового финансирования СМИ. Особое внимание уделяется вопросам правового обеспечения деятельности журналистского сообщества. Прорабатывается новый механизм профессиональной аккредитации журналистов.

В информационном поле сегодня правят бал цифровые масс­медиа. Различные экспертные институты нередко проводят опросы о том, откуда казахстанцы узнают новости. Результаты таких соцзамеров демонстри­руют общую тенденцию: источниками новостей все больше становятся социальные сети, блогеры, информационные каналы в мессенджерах, другие онлайн-платформы. Опасность в том, что в правовом регулировании «новых медиа» до сих пор остается серьезный пробел, что создает среду для фейков, манипуляций, безответственных информационных вбросов. Новое законодательство призвано этот пробел заполнить.

Еще один важный эпизод 2022 года – разработка Информационной доктрины Казахстана. Документ определяет идеологическую составляющую государственной информполитики в контексте современных вызовов и угроз, дает ориентиры для дальнейшей либерализации информационной сферы. Конечная цель доктрины – обеспечение информационной безопасности государства и общества, повышение конкурентоспособности отечественных СМИ.

Социальная политика

Казахстан – социальное государство, и вопросы соцзащиты, благополучия граждан всегда находятся в числе ключевых приоритетов. При этом происходящая в стране модернизация не оставила в стороне и социальную политику.

Здесь один из самых важных проектов – это социальный кодекс, который, как ожидается, заработает уже в 2023 году. Принятие такого документа важно тем, что он, так сказать, под одной «обложкой» соби­рает масштабные меры социальной поддержки, которые ранее были «раскиданы» по различным нормативно-правовым актам, законам. Это придаст социальной политике нужную системность, проактивность, позволит выявить и убрать неэффективные меры, исключит дублирование. Социальный кодекс предполагает создание цифровой социальной карты семьи, усиление мер поддержки материнства и детства, развитие рынка труда и новые подходы к организации содействия занятости, совершенствование системы специальных социальных услуг, пенсионного обеспечения, соцзащиты лиц с инвалидностью, повышение профессионализма и статуса социаль­ного работника и так далее.

Важное институциональное решение, принятое в 2022 году, – учреждение в Казахстане новой должности омбудсмена по поддержке социально уязвимых категорий населения.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, – это продвижение и укрепление в обществе ценностей профессио­нализма и трудолюбия, усиление авторитета человека труда.

В выступлениях и поручениях Президента Касым-Жомарта Токаева эта тема постоянно проходит красной нитью. Идея о том, что настоящие герои Казахстана – это люди, которые честно и ответственно делают свою работу, должна стать одним из фундаментов общества Справедливого Казах­стана. В прошедшем году даже утвержден Комплексный план по продвижению идеологии ценности труда в обществе на 2023–2025 годы.

Однако даже герои одной идео­логией сыты не будут. Статус людей труда надо повышать, показывая, что их труд ценен не только на словах. Есть запрос на, пользуясь официальной терминологией, монетарные инструменты поддержки. Один из них – это объявленное Главой государства очередное повышение размера МЗП (минимальной заработной платы): если в 2020 году МЗП составляла 42 500 тенге, в 2023 году – 70 000 тенге. Рост почти на 65% за два года. Почему это важно? От уровня МЗП, по подсчетам госорганов, напрямую зависят доходы 1,6 млн наемных работников. Каскадный эффект от такого повышения будет для еще большего числа людей.

Очень показателен рост доходов работников бюджетной сферы. В 2023 году еще на 25% вырастут зарплаты воспитателей детских садов, педагогов школ и колледжей, специалистов системы дополнительного образования (плюс в системе образования есть разного рода доплаты – до 50% от оклада). Зарплата врачей поднимется на 30%, среднего медперсонала – до 20%. В системе МЧС планируется увеличение заработной платы от 10 до 70% в зависимости от категории должностей. В полиции в этом году также предусмотрено повышение окладов, а с 2025 года предполагается ввести индексацию заработных плат раз в три года. Общее увеличение должностных окладов военных в 2023 году составит 60% относительно уровня 2020 года.

Отдельный фокус – на молодежь. Стипендии студентов начиная с будущего учебного года вырастут на 20%, магистрантов и докторантов – на 15%. Кроме того, в прошлом году приняты изменения в законодательство по вопросам государственной молодежной политики и социального обеспечения. Одна из новелл – увеличение возраста категории молодежи с 28 до 35 лет. Это значит, что мерами поддерж­ки, созданными для молодежи в различных сферах (от образования до жилищных программ), сможет воспользоваться гораздо большее число казахстанцев.

Еще один большой социальный проект 2022 года – создание общественного фонда «Қазақстан халқына». Формирующийся из средств меценатов, этот фонд создан для решения социальных проблем казахстанцев – как точечных (финансирование дорогостоящего лечения или оплата обучения, например), так и более общих (создание социальной инфраструктуры, помощь в материально-техническом оснащении объектов образования и здравоохранения и так далее).

Год детей

Говоря о социальной политике, нельзя не вспомнить, что 2022-й проходил в Казахстане под знаком Года детей. Что было сделано в его рамках?

Учитель нации Ахмет Байтурсынулы говорил: «Улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей, ибо власть, управление, народ исправляются только образованием». В полном соответствии с этим напутствием максимальные силы и внимание были сконцентрированы на решении вопросов повышения качества работы в сфере образования и воспитания, всестороннего развития.

В Казахстане дети составляют чуть ли не четверть всего девятнадцатимиллионного населения страны. Только в прошлом году на свет появились более 400 тыс. детей. Чтобы такая демографическая динамика не привела к социальному коллапсу, требуется планомерная, продуманная и быстрая работа по развитию детской инфраструктуры, созданию благоприятных условий для роста и развития детей.

В прошлом году были открыты более 540 объектов образования и дополнительного образования, в том числе свыше 250 новых школ на более чем 150 тыс. ученических мест. Примечательно, что именно в Год детей был утвержден проект «Комфортная школа», в рамках которого до 2026 года планируется построить еще порядка 400 школ на 842 тыс. мест.

Более 4,5 млн детей (это 93%) в 2022 году были охвачены различными творческими, интеллектуальными, спортивными мероприятиями, оздоровительными и социальными мерами. Открыты в прошлом году более 1 100 новых объектов спорта, здравоохранения и культуры. В их числе та самая сверхвостребованная спортивная инфраструктура в шаговой доступности – открываются не только дворцы спорта, но и дворовые спортивные площадки, мини-спортзалы в жилых домах.

На 10% увеличилось количест­во младших школьников, которым предоставлено бесплатное горячее питание. Решается нашумевшая проблема качества школьных столовых и санузлов.

Победителями и призерами престижных международных предметных олимпиад стали 252 казахстанских школьника. Впервые их достижения поощрялись государством материально – общая сумма денежных премий за медали составила 73 млн тенге.

Прорабатываются механизмы реализации инициированной Президентом программы «Нацфонд – детям», в рамках которой на социальные накопительные счета несовершеннолетних граж­дан будет перечисляться 50% от инвестиционного дохода Нацио­нального фонда РК.

Развивается система поддерж­ки детей с особыми потребнос­тями. Обновлено законодательство по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью. Увеличилось число психолого-медико-педагогических консультаций (теперь их 89). Реализуется государственный образовательный заказ на коррекционную поддержку детей с особыми потребностями. Открыты 9 реабилитационных цент­ров и 48 кабинетов поддержки инклюзии.

Вопросами защиты детей, социально-демографического развития в целом на системной основе занимается Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике. В прошлом году эта важная структура прошла серьезную модернизацию, был полностью обновлен состав ее членов, пересмотрены подходы к работе, сформирован действительно актуальный пул проблемных вопросов. Приоритетами в работе Нацкомиссии стали вопросы защиты прав и законных интересов матери и ребенка, охрана их здоровья, снижение материнской и младенческой смертности, профилактика бытового насилия, борьба с буллингом в школьной среде, превенция суицидов среди несовершеннолетних, обеспечение безопасности детей и так далее.

Приняты в 2022 году две новые интересные инициативы – это разработка Индекса благополучия детей и введение в регионах должностей уполномоченных по правам детей. Качественная реализация этих инициатив создаст в Казахстане такую институцио­нальную среду, которая действительно будет «дружелюбна» к детям, будет ставить их благополучие в безусловный приоритет.

Образование и наука

Знания и люди, которые ими обладают и могут их создавать, – это самый ценный сегодня ресурс. Страна, которая не делает ставку на развитие образования и науки, не сможет выжить в современном мире. Тенденции в системе образования, которые наметились в последние годы в Казахстане, указывают на то, что руководство страны ситуацию очень хорошо понимает и имеет видение, как «вырулить» на новую траекторию развития.

В прошлом году в структуре Правительства стало сразу два ведомства, курирующих вопросы образования и науки: вместо одного профильного министерства было создано два – Министерство просвещения и Министерство нау­ки и высшего образования. Как отмечали эксперты, благодаря этому шагу на государственном уровне созданы условия для того, чтобы и науке, и каждому уровню образования уделялось равное достойное внимание.

Это абсолютно оправданный подход: образование – система комплексная, и пробелы, недоработки на любом его уровне будут иметь долгосрочный «эффект домино», причем выходящий далеко за рамки системы. Проще говоря: если нет качества в школьном образовании – не будет и качественной науки, а значит, не будет и никакой «экономики знаний». Если сохраняется разрыв в качестве образования и доступе к нему между селом и городом, между различными социальными стратами – будет усугубляться социальное и материальное неравенство. Цепочек много. И все это напрямую влияет на устойчивость государства.

Еще одно большое системное решение прошлого года – трансформация Национальной академии наук. Ей возвращен государственный статус (НАН будет функционировать как некоммерческое акционерное общество со стопроцентным учас­тием государства) и бюджетное финансирование. Академия по факту становится централизованной структурой, которая будет определять национальную политику в сфере развития науки с тем, чтобы она максимально работала на приоритеты социально-экономического развития государства.

Среди мер и проектов, реализованных в этих направлениях в 2022 году, можно выделить также принятие Концепции развития науки и Концепции развития образования на 2022–2026 годы. Развивается система поддерж­ки ученых, в том числе через премиальные программы – например, предусмотрено учреж­дение новой Государственной премии в области гуманитарных наук имени А. Байтурсынулы. По программе «Болашак» снижены требования для категории инженерно-технических кадров и медицинских работников.

В трех регионах страны открыты филиалы ведущих зарубежных вузов: Российского университета нефти и газа им. И. Губкина на базе Атыраус­кого университета нефти и газа им. С. Утебаева, Московского инженерно-физического института на базе КазНУ им. аль-Фараби, Университета Аризона на базе Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева. Такие проекты не только повышают доступность для казахстанцев высшего образования международного уровня, но и имеют мультипликативный эффект на повышение стандартов в казахстанской «высшей школе».

Культура и спорт

Роль культуры в обществах никогда не сводилась к примитивным «зрелищам», которые народ потребляет вместе с «хлебом». Национальная культура – это отражение уникального мировоззрения народа, часть истории и опыт ее рефлексии, важнейший аспект самоопределения нации, способ поиска своего места в современном мире. А также, если культура достаточно развита, интересна и удачно экспортируется, это еще и мощная «мягкая сила», работающая на положительную узнаваемость и национальные интересы страны.

Именно поэтому государственная поддержка проектов в сфере культуры и искусства – это очень важные инвестиции. Причем способ их вложения в Казахстане выбран, пожалуй, оптимальный. Ставка делается как на традиционные искусства, так и на новые креативные индустрии. Особый фокус при этом делается на авторов и артистов, которые переосмысляют исторические корни своей культуры, формируют на их основе новую казахскую идентичность – уникальную, узнаваемую и современную.

Механизмы поддержки, запущенные государством, призваны создать благоприятную среду для дальнейшего развития сферы культуры и искусства, поддержки молодых талантов.

Так, ежегодно за вклад в соз­дание, сохранение и развитие культуры Казахстана 75 человек становятся обладателями государственной стипендии (в денежном выражении она составляет более 2,2 млн тенге на человека).

В 2022 году впервые были вручены премии в области национального искусства Umai (призовой фонд премии в 54 млн тенге стал хорошей поддержкой нашим талантам). Проводятся конкурс Dala dauysy, Республиканский фестиваль традиционной музыки «Шертпе күй», республиканский конкурс Astana Piano Passion.

Многое делается для поддерж­ки казахстанских писателей. В прошлом году впервые вручена национальная премия в области литературы «Айбоз». Инициирован выпуск книг в серии «Жаңа қазақ әдебиеті», в рамках которой будут публиковаться произведения современных писателей. А с 2023 года будет вручаться специальная Президентская литературная премия для молодых казахстанских писателей и поэтов в возрасте от 19 до 29 лет за ранее не опубликованные произ­ведения в номинациях «Проза», «Поэзия», «Драматургия» и «Детская литература».

Очень плодотворным 2022 год стал для казахстанских кинематографистов. Завершено производство исторических картин, посвященных жизни и деятельности Жамбыла Жабае­ва – «Жамбыл. Жаңа дәуір» и Ахмета Байтурсынова – «Соңғы үкім». Состоялись премьеры 14 фильмов. Лидером среди казахстанских картин в отечественном кинопрокате стал «Дос-Мукасан» Айдына Сахамана – кассовые сборы составили 500 млн тенге.

Казахстанские фильмы в прошлом году были удостоены призовых мест на 6 международных кинофестивалях класса «А». Дни казахстанского кино прошли в 13 странах.

А в 2023 году пройдет международный форум «Мәдениет WEEK», целью которого является создание постоянно действующей междисциплинарной площадки для экспертов в области креативных индустрий, научного сообщества и широкой общественности, формирующих культурное наследие страны.

Спорт по привычке часто тоже причисляют к «зрелищам», но это только часть общей картины.

Есть спорт высоких достижений: успехи в нем – это престиж и узнаваемость страны за рубежом, гордость за своих спортсменов и страну для граждан. Есть спорт массовый – его развитие и популяризация необходимы не только для того, чтобы были успехи на чемпионатах и олимпиадах, но и с точки зрения формирования физически здоровой, гармонично развитой нации.

В Казахстане работа идет по всем направлениям. Растет финансирование сферы.

При этом особый фокус в последние годы делается именно на создание доступной во всех смыслах качественной спортивной инфраструктуры – близко к месту проживания и «дружелюбно» семейному бюджету.

Сейчас на центральном и местном исполнительных уровнях идет работа по проверке всех функционирующих спортивных объектов (включая дворовые и школьные), строительству новых, модернизации и дооснащению действующих. В частности, по плану развития спортивной инфраструктуры до 2025 года предусмотрено строительство 113 спортивных объектов различного уровня. Кроме того, есть поддержанный депутатами Мажилиса проект партии «Amanat» по строительству быстровозводимых модульных спортивных сооружений в сельских населенных пунктах. В результате этой работы обеспеченность казах­станцев спортивной инфраструктурой должна вырасти до 55%.

Увеличится и число людей, занимающихся физической культурой постоянно, а это путь не только к здоровой нации, но и к будущим достижениям на мировой спортивной арене.

Потому международные успехи отечественных спортсменов – это тоже очень яркий показатель уровня развития спорта в стране. В 2022 году у Казахстана в этом плане было немало поводов для гордости: спортсмены национальных сборных команд по видам спорта приняли участие в 561 соревновании различного уровня, завоевав 600 медалей.

В историю спорта Казахстана было вписано блестящее достижение Елены Рыбакиной – первой казахстанской теннисистки, ставшей чемпионкой Уимблдона. А в конце декабря 2022 года она же стала победительницей выставочного турнира World Tennis League (Дубай, ОАЭ), одержав победу над первой ракеткой мира Игой Швентек.

ФИДЕ признала нашу Бибисару Асаубаеву лучшей шахматисткой Азии. В декабре в Алматы проходил чемпионат мира по быстрым шахматам, на котором Бибисара Асаубаева сделала «золотой дубль» и второй раз подряд стала чемпионкой по шахматам среди женщин в дисциплине блиц, став самой молодой обладательницей этого титула в истории. А Динара Садуакасова на этом же чемпионате завоевала серебряную медаль турнира по рапиду.

Выступающая под флагом Казахстана Нора Джеруто на чемпио­нате мира по легкой атлетике в США завоевала «золото» в беге на 3 000 м с препятствиями.

Были поводы порадоваться у любителей национальных видов спорта: сборная Казахстана заняла первое место в чемпионате мира по қазақ күресі, который проходил в Астане с 9 по 16 декаб­ря 2022 года с участием спорт­сменов из 39 стран мира.

Кстати, популярность национальных видов спорта у казах­станцев продолжает рас­ти – в 2022 году ими регулярно занимались более 580 тыс. человек. Кроме того, с 2020 года нацио­нальные виды спорта – обязательный компонент на занятиях физкультурой в школах.

На ХІІІ зимних Паралимпийских играх в Пекине Александр Герлиц завоевал единственную для сборной страны бронзовую медаль по биатлону. На ХХIV летних Сурдлимпийских играх в Бразилии Шонку Хайратхаан завоевал две золотые медали в греко-римской и вольной борьбе, а Фархад Кыстаубаев там же завоевал золотую медаль по десятиборью.

А вот зимние Олимпийские игры-2022 в Пекине результатами совсем не порадовали. После того как национальная сборная вернулась на родину без медалей, был проведен большой разбор полетов, за которым последовала работа над ошибками. Этот неприятный урок стал импульсом к пересмотру подходов в подготовке казахстанских атлетов к основным стартам четырехлетия. Акцент будет делаться не на количестве олимпийских лицензий, а так сказать, на их качестве – важно, чтобы отобранные на Игры спортсмены могли показать «медальный» результат. Перед тренерами и руководством федераций поставлена задача по прозрачному отбору на крупные международные соревнования и омоложению состава сборных команд.

Моментом истины станут летние Олимпийские игры в Париже в 2024 году – там и увидим, удалось ли модернизироваться и реформироваться олимпийскому движению в Казахстане.

...Таковы наиболее ощутимые результаты огромной работы, проделанной в сфере внутренней политики в 2022 году. Причем, повторимся, важны они не только, что называется, «в моменте». Оценивать их надо как в перспективе, так и в ретроспективе. Одни достижения – это результат уже проведенных преобразований, показатель того, что реформы работают. Другие действия и решения закладывают фундамент для будущих достижений.

Весь комплекс задач и решений во внутренней политике подчинен логике модернизации государства, начавшейся несколько лет назад и продолжающей набирать обороты.

В наступившем 2023-м эта работа выйдет на новый виток. Начавшая оформляться еще в прошлом году политическая повестка обещает очень насыщенный на важные события год, продолжение курса на либерализацию, демократизацию, укреп­ление партнерства государства и общества. Можно ожидать и новых идей, и инициатив, которые только усилят вектор политических реформ, обозначенный Президентом Касым-Жомартом Токаевым. Самое важное, что никто не должен оставаться в стороне от этой работы.

Дел при строительстве Справедливого Казахстана хватит всем.

 

 

 

Источник: Almaty.tv.