Что такое инновации? Куда податься инноватору? Какое значение инновации имеют для города? За этими, казалось бы, типовыми вопросами скрываются весьма интересные ответы, которые дал в нашей беседе Нурлан Жайлаубай, директор Центра по развитию инноваций при Центре развития города Алматы.
– Нурлан, расскажите, чем занимается Центр по развитию инноваций?
– Главой государства была поставлена задача сделать из Алматы инновационный хаб. В рамках исполнения данного поручения акимом города Алматы было дано распоряжение о наделении полномочиями по развитию инноваций и коммерциализации технологии Центр развития Алматы. В апреле 2016 года в составе Центра развития города Алматы было создано структурное подразделение центр по развитию инноваций Almaty Innovations.
– Что значит инновационный хаб?
– Инновационный хаб – это своего рода центр притяжения, как и молодых умов, так и международных вендеров, больших организаций. Там же должны быть созданы все условия, где они могли бы открыть свои предприятия. Тем более что Алматы со своим большим потенциалом, молодыми кадрами, своей инфраструктурой уже является одним из самых инновационных городов Центральной Азии.
– Когда мы сможем увидеть сформировавшийся инновационный хаб в ближайшем времени?
– В стратегических программах первый этап формирования инновационного хаба планируется завершить до 2025 года. В его развитии, кроме нас задействованы такие организации, как: Автономный кластерный фонд «Парк информационных технологий», акимат города Алматы и ВУЗы.
– Что мы можем увидеть по завершении этого этапа?
– Разницу текущих и будущих показателей. Количество инновационных предприятий, венчурных фондов, бизнес—ангелов.
– Мы говорим об инновациях, но, наверное, читателям достаточно сложно понять в чем заключается суть инноваций. Если кто-нибудь создаст двигатель внутреннего сгорания с небывало высоким КПД — это будет считаться инновацией или это усовершенствование существующих технологий?
– Инновации имеют несколько размытую трактовку термина. Но суть следующая: инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Например, для рынка Казахстана некоторые проекты и решения могут быть инновационными, а на рынках Центральной Азии или СНГ они такими уже являться не будут.
Хотелось бы подчеркнуть, что основной критерий инновации – это востребованность рынком. Нам часто приходится встречаться с разработчиками продуктов, которые уверены в инновационном содержании своего продукта. И да, действительно зачастую так оно и бывает. Но, несмотря на то что проект интересный, у него может и не быть спроса на рынке. Возникает вопрос: стоит ли его финансировать и развивать?
– Но должен ли изобретатель думать о бизнес-модели? Ведь по логике вещей вопрос коммерциализации – это задача для того же самого хаба, который и думает, куда приложить то или иное изобретение?
– Да, я полностью с Вами согласен. Инноватор, разработчик должен заниматься своей разработкой, а финансисты должны строить финансовые модели, писать бизнес-планы и уже коммерциализировать данные проекты. Именно поэтому при каждом университете и НИИ существуют свои бизнес-инкубаторы, технопарки со своим штатом и людьми, которые отвечают за эти вопросы. Также в Казахстане имеется несколько институтов развития в области инноваций, такие как Национальное агентство по технологическому развитию, Казахстанский институт развития инноваций, автономно-кластерный фонд «Парк информационных технологий». К этим организациям как раз можно обратиться со своей идеей, со своими планами, там они помогут в дальнейшем развитии. А в рамках города Алматы наш Центр создан как раз для того, чтобы рассмотреть эту идею, подсказать и направить инноватора или разработчика в нужное русло и направить по адресу тех же самых национальных агентств или Казахстанского института развития инноваций.
– Возьмем для рассмотрения гипотетический случай, где человек на самом деле нашел идею и воплотил ее в жизнь в виде прототипа. Что ему делать дальше? Куда ему идти?
– В таком случае для консультации они могут обратиться к нам, в Центр по развитию инноваций. Здесь мы подскажем им как дальше коммерциализировать проект, как воплотить свою идею в жизнь, как профинансироваться, какие инструменты поддержки существуют, какие виды грантов есть для инновационной поддержки. На эти вопросы мы сможем ответить и думаю можем быть полезными для этих инноваторов.
– Кстати, о финансовой поддержке. Готовясь к интервью, мы узнали, что существует программа поощрения инновационной деятельности. Расскажите о ней подробнее.
– В рамках Дорожной карты бизнеса-2020 Акимат города Алматы на ежегодной основе выделяет гранты на определенный пул проектов. Грант может достигать до 3 млн тенге. Это один из видов поддержки. Также совместно с фондом ДАМУ запущена новая программа для развития инноваций «Алматы инновации». Программа предусматривает выделение 1 миллиарда тенге на кредитование субъектов инновационной деятельности, действующих в рамках города Алматы, по субсидированной процентной ставке, порядка 8,5%. Это достаточно «дешевые» деньги для воплощения своей идеи. Этот инструмент поддержки реализовывается через банки второго уровня. В этом случае требования к проектам выставляют сами банки.
– Где можно ознакомиться с этими требованиями?
– Сама программа стартует с этого года, а ознакомиться с требованиями можно на сайте ДАМУ. Также у нас есть инструменты государственной поддержки при вышеупомянутом Национальном агентстве по технологическому развитию. Агентство предоставляет три вида грантов на развитие отраслей и развитие действующих предприятий. Что касается последнего, то замечу, что также вышеупомянутый Казахстанский институт развития инноваций выделяет средства на повышение квалификации сотрудников, пусконаладку определенного оборудования. Также в Алматы находится автономно-кластерный фонд «Парк инновационных технологий», который занимается акселерацией стартап-проектов и воплощением их в жизнь на этапе коммерциализации.
– Сколько проектов «прошло» через вас?
– На сегодняшний момент с апреля нами было обработано около 400 проектов. Из них отобрано более 130 проектов с целью дальнейшего внедрения в рамках города Алматы. Этот пул проектов сейчас имеется в каждом структурном подразделении акимата и они рассматривают какие проекты для них будут интересны.
– Какой проект вам запомнился больше всего?
– Нашим центром проводились переговоры с международным сервисом Яндекс.Такси, в ходе которых планировалось внедрение их программы в городе Алматы. Летом 2016 года между ЦРА и Яндекс.Такси был подписан меморандум о сотрудничестве.
Также мы тесно сотрудничаем с международным сервисом Убер. Так как алматинцы предпочитают идти в ногу со временем, то подобные инновационные проекты были приняты очень положительно.
Есть еще очень перспективный проект «Шеберхана». Молодые инициативные ребята, окончившие КБТУ, разработали энергоэффективную инновационную приставку Eco Socket, которая путем включения в розетку или установки в щит электропитания регулирует количество напряжения и включает или отключает питание через мобильное приложение, установленное в смартфон. Ребята уже победили в нескольких международных номинациях, также планируют выступать на ЭКСПО. Проект был поддержан акиматом города Алматы после нашей презентации и сейчас уже планируется в ближайшее время установить Eco Socket на одном из предприятий города в цех обработки металла.
Продолжая тему молодых и перспективных хочу рассказать о студенческой программе. В рамках инновационного форума, который прошел 7 июля, между МIT и ALMAU был подписан меморандум о сотрудничестве. Это будет программа обмена студентами, которая будет реализована в 2017 году, летом.
– От кого вы чаще всего получаете инновационные решения? Есть ли особая категория граждан может быть это студенты либо безработные?
– Чаще всего это молодые люди со стартап идеями, которые недавно окончили университет. Что не может не радовать. Мы готовы оказывать всяческую поддержку в рамках своих компетенций и возможностей.
Также акиматом города Алматы поставлена задача перед ЦРА – это популяризировать инновационную деятельность и повысить осведомленность среди населения по инновационной деятельности. В рамках данного поручения нами были проведены пять семинаров на базе четырех больших университетов. Это КазГУ, КазНТУ, АУЭС и в университете Нархоз. То есть там, где могут сидеть как раз-таки потенциальные инноваторы. Основная наша задача это наладить тесное сотрудничество с ВУЗами города Алматы.
– Что мы увидим в наступившем 2017 году?
– В 2017 году мы ожидаем воплощения программы кредитования «Алматы инновации», повышения активности среди населения и субъектов инновационной деятельности, реализации пула 130 проектов. Из них мы ставим для себя задачу внедрить в 2017 году минимум 30 проектов. К тому же Алматы это своего рода кузница кадров, в котором находится около 35 университетов. Надеемся, что наше тесное сотрудничество с ними даст свои плоды.