В фетвах ислама поясняются важные условия, касающиеся прививок: разрешается вакцинироваться даже если в состав вакцины входят компоненты, находящиеся под запретом. Об этом на брифинге Региональной службы коммуникаций Алматы рассказал старший преподаватель КазНУ им. аль-Фараби, докторант религиоведения Елнар Берикбаев.
Спикер напомнил, что около 5 лет назад Духовное управление мусульман Казахстана обратилось к мусульманам страны с разъяснениями по поводу использования этилового спирта. Причиной этому послужил отказ некоторых мусульман от лекарственных настоек, содержащих данное вещество.
Вспоминая этот случай, теолог из Алматы процитировал одну из фетв ислама.
«Не все запретное является скверной. Так, в медикаментах спирт теряет свои опьяняющие свойства, поэтому их разрешается употреблять. Скверны, которые изменили свои свойства, считаются чистыми». И здесь же они дают разъяснение на примере винограда. Сок винограда считается дозволенным, но, если он становится вином, это уже харам. Но спустя время вино превращается в уксусную кислоту, а значит, его уже можно употреблять», - отметил Е. Берикбаев.
Что касается вопроса о содержании запретной для мусульман свинины в некоторых лекарствах, ученый привел слова имама ан-Навави из книги «Аль-маджму». «Действительно можно принимать нечистоту (наджаса) в качестве лекарства при отсутствии чистого препарата. А если же есть замещающий препарат, то однозначно запрещается принимать его», - процитировал Е. Берикбаев.
«В Коране говорится о запрете подвергать опасности свою жизнь и здоровье: «И не убивайте самих себя [себя и друг друга]. Поистине, Аллах к вам милосерден!» (Сура «ан-Ниса», аят 29). Также Пророк говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другому человеку» (Сунан ибн Маджа). Учитывая, что непривитый человек может заболеть сам и заразить других прежде всего своих родных, коллег, соседей. Я думаю, это как раз тот случай», - говорит религиовед.
Рассказывая о прививках и религии, теолог вспомнил самые нелепые фейки, которые выдумали антиваксеры. К примеру, о том, что прививки противоречат вере в предопределение.
«Антиваксеры верят в то, что от воли Всевышнего зависит, заболеет человек или нет. А получая прививку, вы как бы вмешиваетесь в его волю. Но вера в судьбу не подразумевает, что нужно сесть и ничего не делать, не носить маску, намеренно подвергать себя и других риску заражения», – отмечает Е. Берикбаев.
Также эксперт в области религии сообщил, что согласно основам христианского и мусульманского вероучения, человек в Судный день будет отвечать не только за свои действия, но и за бездействие, которое он оправдывал лишь упованием на волю Божью.
«Сначала привяжи верблюда, а потом уже уповай на Аллаха» - говорят мусульмане или «На Бога надейся, а сам не плошай», - привел популярные цитаты алматинский ученый.
Источник: Служба по связям с общественностью акимата города Алматы