Внедрение QR-кодов для доступа в здания для людей с особыми потребностями

19.08.2024

Внедрение QR-кодов для доступа в здания для людей с особыми потребностями

Сегодня в Алматы проживает более 60,7 тыс. людей с инвалидностью (8,5% от РК), из них – 52,9 тыс. взрослых и 7,8 тыс. детей. При этом, порядка 2,2 тыс. лиц с инвалидностью передвигаются на креслах-колясках1.

Вместе с тем, в соответствии с данными Интерактивной карты доступности https://inva.gov.kz/ru в Алматы 10,7 тыс. объектов полностью или частично адаптированы для жителей с инвалидностью. При этом, только 1,6 тыс. объектов адаптированы для людей, передвигающихся на креслах-колясках.

Рисунок 1. Количество объектов доступных для лиц с инвалидностью (данные Карты доступности)

 

Проблема адаптации зданий для людей с инвалидностью является одной из ключевых в реализации политики доступного и дружелюбного города для всех. Главными причинами являются, как отсутствие строгих нормативных требований и существование «лазеек» в НПА, обязывающих адаптировать объекты для лиц с инвалидностью, так и необходимость финансовых затрат на реконструкцию и установку специального оборудования со стороны владельцев и застройщиков зданий (объектов и др.).

Одним из вариантов решения проблемы может являться внедрение QR-кодов для доступа в здания людей с инвалидностью, что значительно улучшит их качество жизни и сделает более простым доступ к общественным объектам города.

В 2020 году в Республике Марий Эл (РФ) был разработан автоматизированный сервис вызова персонала маломобильными гражданами. Сервис представляет собой QR-код, размещаемый на внешней стороне здания входной группы и приватный канал в мессенджере Telegram для персонала.

Принцип работы сервиса заключается в следующем: маломобильный гражданин сканирует QR-код, после чего в режиме реального времени сообщение поступает в приватный канал организации в мессенджере, после чего персонал организует помощь маломобильному гражданину для доступа в здание организации.

После отправки сообщения гражданину доступна web-страница с основными данными об организации, телефонами, сайтом и т.п., которую гражданин может использовать для получения информации.

Преимуществами данного варианта кнопки вызова являются:

  1. Отсутствие необходимости сложного монтажа проводки, соответствующих устройств приема-вызова (при варианте размещения кнопки вызова на входе в здание).

  2. Мобильность для персонала, т.к. вызов поступает на мобильный телефон.

  3. Возможность подключения нескольких ответственных сотрудников к сервису.

  4. Отсутствие финансовых затрат на оборудование для вызова.

В рамках пилотного проекта данный сервис внедрен в 2-х муниципальных образованиях республики Марий Эл. Подключены к сервису более 40 объектов (поликлиники, консультации, администрации, школы, библиотеки, спортивные сооружения).

Рисунок 2. Интерфейс сервиса

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по внедрению:

  1. Провести обучение сотрудников учреждений по использованию QR-кодов и предоставлению помощи людям с ограниченными возможностями.

  2. Обеспечить доступность QR-кодов для сканирования людьми с различными видами ограниченных возможностей, включая людей с нарушениями зрения или моторикой.

  3. Обеспечить консультативную поддержку и обратную связь для улучшения процесса внедрения QR-кодов для людей с особыми потребностями.

Внедрение QR-кодов для доступа в здания для людей с особыми потребностями представляет собой перспективную практику, которая позволит создать более дружелюбную и доступную среду для всех категорий населения, которые нуждаются в помощи для доступа в здания (лица с инвалидностью, пожилые люди, родители с детскими колясками, люди, с временными трудностями с передвижением и др.).

Вносится в порядке предложения.

1 Данные Информационного портала «Социальная защита лиц с инвалидностью» Министерства труда и социальной защиты населения РК https://inva.gov.kz/ru/highcharts