Внедрение QR-кодов для доступа в здания для людей с особыми потребностями
Сегодня в Алматы проживает более 60,7 тыс. людей с инвалидностью (8,5% от РК), из них – 52,9 тыс. взрослых и 7,8 тыс. детей. При этом, порядка 2,2 тыс. лиц с инвалидностью передвигаются на креслах-колясках1.
Вместе с тем, в соответствии с данными Интерактивной карты доступности https://inva.gov.kz/ru в Алматы 10,7 тыс. объектов полностью или частично адаптированы для жителей с инвалидностью. При этом, только 1,6 тыс. объектов адаптированы для людей, передвигающихся на креслах-колясках.
Рисунок 1. Количество объектов доступных для лиц с инвалидностью (данные Карты доступности)
Проблема адаптации зданий для людей с инвалидностью является одной из ключевых в реализации политики доступного и дружелюбного города для всех. Главными причинами являются, как отсутствие строгих нормативных требований и существование «лазеек» в НПА, обязывающих адаптировать объекты для лиц с инвалидностью, так и необходимость финансовых затрат на реконструкцию и установку специального оборудования со стороны владельцев и застройщиков зданий (объектов и др.).
Одним из вариантов решения проблемы может являться внедрение QR-кодов для доступа в здания людей с инвалидностью, что значительно улучшит их качество жизни и сделает более простым доступ к общественным объектам города.
В 2020 году в Республике Марий Эл (РФ) был разработан автоматизированный сервис вызова персонала маломобильными гражданами. Сервис представляет собой QR-код, размещаемый на внешней стороне здания входной группы и приватный канал в мессенджере Telegram для персонала.
Принцип работы сервиса заключается в следующем: маломобильный гражданин сканирует QR-код, после чего в режиме реального времени сообщение поступает в приватный канал организации в мессенджере, после чего персонал организует помощь маломобильному гражданину для доступа в здание организации.
После отправки сообщения гражданину доступна web-страница с основными данными об организации, телефонами, сайтом и т.п., которую гражданин может использовать для получения информации.
Преимуществами данного варианта кнопки вызова являются:
-
Отсутствие необходимости сложного монтажа проводки, соответствующих устройств приема-вызова (при варианте размещения кнопки вызова на входе в здание).
-
Мобильность для персонала, т.к. вызов поступает на мобильный телефон.
-
Возможность подключения нескольких ответственных сотрудников к сервису.
-
Отсутствие финансовых затрат на оборудование для вызова.
В рамках пилотного проекта данный сервис внедрен в 2-х муниципальных образованиях республики Марий Эл. Подключены к сервису более 40 объектов (поликлиники, консультации, администрации, школы, библиотеки, спортивные сооружения).
Рисунок 2. Интерфейс сервиса
Рекомендации по внедрению:
-
Провести обучение сотрудников учреждений по использованию QR-кодов и предоставлению помощи людям с ограниченными возможностями.
-
Обеспечить доступность QR-кодов для сканирования людьми с различными видами ограниченных возможностей, включая людей с нарушениями зрения или моторикой.
-
Обеспечить консультативную поддержку и обратную связь для улучшения процесса внедрения QR-кодов для людей с особыми потребностями.
Внедрение QR-кодов для доступа в здания для людей с особыми потребностями представляет собой перспективную практику, которая позволит создать более дружелюбную и доступную среду для всех категорий населения, которые нуждаются в помощи для доступа в здания (лица с инвалидностью, пожилые люди, родители с детскими колясками, люди, с временными трудностями с передвижением и др.).
Вносится в порядке предложения.
1 Данные Информационного портала «Социальная защита лиц с инвалидностью» Министерства труда и социальной защиты населения РК https://inva.gov.kz/ru/highcharts