Внедрение нового билетного тарифа для общественного транспорта
Введение
Общественная транспортная система является важным элементом городской инфраструктуры, обеспечивающим эффективное перемещение жителей и гостей города, снижение транспортных заторов, а также уменьшение воздействия на окружающую среду. Удобные и доступные билетные и платежные системы играют ключевую роль в этой системе, делая общественный транспорт привлекательным для пользователей.
Выгодные и интегрированные билетные тарифы стимулируют людей чаще пользоваться общественным транспортом.
Справочно: Интегрированный билет — это единый билет, позволяющий пассажирам путешествовать на одном или нескольких видах транспорта, предоставляемых одним или несколькими операторами.
С развитием общественной транспортной системы появились разнообразные билетные тарифы, которые позволили пассажирам комбинировать разные виды транспорта для передвижения. Интегрированная билетная система обеспечивает простоту пересадок между видами транспорта и операторами, предоставляя удобство и гибкость путешествий. Это не только предоставляет пассажирам широкий выбор маршрутов, но и делает транспортные системы более эффективными и взаимосвязанными в целом.
Текущая ситуация билетных тарифов
Билетная система в общественном транспорте Алматы удобна и считается одной из самых передовых в стране. Для передвижения по городу на общественном транспорте используется проездной «Онай», который позволяет оплачивать проезд на любом виде транспорта, включая метро, автобусы и троллейбусы. Одноразовые билеты стоят 100 тенге для взрослых и 50 тенге для льготных категорий (инвалиды, студенты, школьники и т. д.) при оплате картой, СМС или через QR-код. Кроме того, ТОО «Онай» предлагает ежемесячный проездной за 7200 тенге, который позволяет совершать неограниченные поездки в течение месяца.
Несмотря на удобства билетной системы «Онай», текущая ситуация с развитием общественного транспорта требует рассмотрения внедрения новых тарифных планов для поездок по городу.
Текущая ситуация развития общественного транспорта
На сегодняшний день в Алматы предоставлен широкий выбор общественного транспорта для удобного перемещения как по городу, так и в его окрестностях (см. Рисунок 1). В городе функционирует 376 маршрутов, включая 336 автобусных, 17 троллейбусных, 1 метро и 22 железнодорожных.
Рисунок 1 Маршрутная сеть общественного транспорта г. Алматы
|
Опрос, проведенный ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы», показал, что основное использование общественного транспорта связано с коммуникацией между домом и местом работы. По результатам опроса, около 60% жителей добираются до работы на расстояние более 6 километров (см. Рисунок 2). В силу этого пользователи часто вынуждены делать пересадки, особенно на окраинах города, где маршрутная сеть менее развита (см. Рисунок 1). Кроме того, исследование, проведенное «Qala-ai», указывает на то, что только 58% жителей города обладают средним и высоким уровнем мобильности.
На основе вышеупомянутых статистических данных можно сделать несколько выводов:
. Рисунок 2 Находится ли ваше место учебы/работы в том же районе, где вы живете
|
Длительность поездок на работу: около 60% опрошенных жителей города вынуждены ездить более 6 километров до работы. Это может указывать на значительное количество людей, проживающих в пригородах или на окраинах города, что увеличивает время в пути и необходимость в пересадках.
- Необходимость пересадок: вероятность того, что многие пользователи общественного транспорта должны совершать пересадки, особенно те, кто живет на окраинах города, говорит о недостаточной плотности маршрутной сети в этих районах. Это может создавать неудобства и увеличивать время в пути.
- Мобильность населения: только 58% жителей имеют средний и высокий уровень мобильности. Это указывает на значительное число людей, испытывающих затруднения с доступом к общественному транспорту, особенно в удаленных районах. Это может быть связано с недостаточной развитостью транспортной сети или высокими затратами на проезд.
- Неравномерное развитие транспортной сети: на окраинах города маршрутные сети менее развиты, что ограничивает доступность общественного транспорта для жителей этих районов. Это может приводить к социальной и экономической изоляции некоторых групп населения.
Международный опыт
В мегаполисах Европы жителям предоставляется широкий выбор билетов, что способствует увеличению доступности и использованию общественного транспорта. Среди наиболее популярных тарифных моделей можно выделить следующие тарифы: на основе расстояния, время, зоны и данные пользователя.
Тарифы на основе расстояния обеспечивают прямую связь между стоимостью и пройденным расстоянием, с уменьшением стоимости за километр при увеличении расстояния. Зональные системы оплаты распространены во многих городах, где цена зависит от количества пройденных зон. Тарифы на основе данных пользователя часто комбинируются с другими моделями и предлагают дополнительные опции, такие как дневные или месячные абонементы для различных категорий пассажиров. Системы оплаты проезда по времени позволяют пассажирам пользоваться общественным транспортом и совершать бесплатные пересадки в течение определенного времени с момента первой посадки. Эта модель является наиболее популярной и востребованной среди населения многих городов. В качестве примера можно привести:
• Берлин: билеты на 2 часа, позволяющих неограниченное количество пересадок.
• Париж: билеты на 90 минут, включающие пересадки между автобусами и метро.
• Москва: единые билеты на 90 минут (тарифы «Кошелёк», «Тройка»), действующие для различных видов транспорта.
Эти модели способствуют удобству и эффективности использования общественного транспорта в мегаполисах.
Рекомендации
На основании анализа текущей ситуации и существующих проблем с общественным транспортом в Алматы, а также основываясь на международный опыт предлагается внедрение нового типа билета на 90 минут проезда. Это поможет сделать систему общественного транспорта более удобной и экономически выгодной для пассажиров. Далее предлагается основные аргументы и предполагаемые выгоды от внедрения нового билета:
Удобство пересадок:
Пассажиры смогут свободно пересаживаться между различными видами транспорта (автобусы, троллейбусы, метро) в течение 90 минут. Это сократит время ожидания и упростит планирование маршрутов, особенно для тех, кто живет на окраинах города и вынужден совершать несколько пересадок.
Экономическая выгода:
Введение билета на 90 минут проезда позволит пассажирам экономить на проезде, особенно если они совершают более одной поездки за короткий промежуток времени (см. Таблица 1). Это будет особенно полезно для людей, которые используют транспорт для коротких поездок с пересадками.
Таблица 1 Примеры оплаты проезда в общественных транспортах
Кейс |
Обычный проездной |
Проездной на месяц |
Проездной на 90 минут |
Работник: 20 рабочих дней в месяц, без пересадки |
40 раз * 100 тенге = 4000 тенге в месяц |
7200 тенге в месяц |
- |
Работник: 20 рабочих дней в месяц, с 1 пересадкой |
40 раз * (2 билета * 100 тенге) = 8000 тенге в месяц |
7200 тенге в месяц |
40 дней *150 тенге = 6000 тенге в месяц |
Повышение привлекательности общественного транспорта:
Более гибкая система оплаты может привлечь больше пассажиров, уменьшив использование личного автотранспорта и сократив нагрузку на дороги. Увеличение числа пассажиров может привести к увеличению доходов транспортных компаний.
Снижение транспортной нагрузки в часы пик:
Пассажиры могут планировать свои поездки с учетом возможности пересадок, что может помочь распределить транспортную нагрузку более равномерно в течение дня.
Предлагаемая структура тарифов
Одноразовый билет: Стоимость 100 тенге.
Билет на 90 минут: Стоимость 150-200 тенге. Пассажир может совершать неограниченное количество пересадок в течение 90 минут.
Месячный проездной: Стоимость 7200 тенге, как и в текущей системе, с возможностью неограниченного использования всех видов общественного транспорта.
Заключение
Введение нового билета на 1,5 часа проезда в Алматы сделает общественный транспорт более доступным, удобным и экономически выгодным для пассажиров. Это повысит уровень мобильности населения и улучшит общее качество транспортных услуг в городе.