home 1353389 960 720

Знаете ли вы, что государство может помочь в оплате аренды жилья или коммунальных услуг? Возможно, вы могли бы немного облегчить свое финансовое состояние, узнав про государственную услугу «Назначение жилищной помощи».

Сейчас никто не застрахован от ухудшения своего финансового положения, а причин этому может быть множество – потеря работы, болезнь, уход за маленькими детьми или пожилыми родственниками. Жилищная помощь малообеспеченным семьям это разница между суммой оплаты за жилье и предельно допустимым уровнем расходов, которое семья может себе позволить.  

Почитайте — и решайте: воспользоваться вам своим правом на жилищную помощь или обойтись без нее?

 

КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЖИЛИЩНУЮ ПОМОЩЬ?

Если вы задали себе этот вопрос и уже мысленно начали собирать нужные документы, то предлагаем вам для начала ознакомиться с критериями.

К сожалению, не все могут получать жилищную помощь. И у государства есть свои требования, которым нужно соответствовать. А именно если ваши расходы на оплату и содержание жилья, и потребление коммунальных услуг превышают 10% доли от совокупного дохода, то смысл начать собирать необходимые документы все же есть.

Давайте рассмотрим конкретный пример, который даст возможность окончательно разобраться с вопросом «Кто и как может получать жилищное пособие?».

Совокупный доход одинокого пенсионера составляет 14 500 тенге. Десять процентов от этой суммы равны 1450 тенге. Ему приходит квитанция по оплате коммунальных услуг на сумму 3200 тенге, что больше 10% от его доходов. Таким образом, он имеет право подать заявление на получение жилищного пособия, размер которого будет равен 1750 тенге (3200–1450 = 1750).

Еще одним немаловажным условием является то, что помощь, оказывается, только если площадь жилья в пределах социальной нормы, а это 18 кв.м на 1 человека.

 

НА ЧТО ИМЕННО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОМОЩЬ?

С критериями разобрались, и теперь не менее интересный вопрос. На какие именно расходы выделяется жилищная помощь? Помощь выделяется на покрытие следующих расходов:

Это денежные выплаты на оплату расходов по содержанию жилого дома, семьям, которые там проживают или снимают жилье в приватизированных жилых помещениях. Оплата коммунальных услуг и услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон. Помощь в оплате арендной платы за пользование жильем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде. И последнее – это оплата стоимости однофазного счетчика электрической энергии с классом точности не ниже 1 с дифференцированным учетом и контролем расхода электроэнергии по времени суток.

building 807799 960 720

 

ГОТОВЫ НАЧАТЬ СОБИРАТЬ ДОКУМЕНТЫ?

Прочитав все вышесказанное, вы решили подать документы на получение жилищной помощи. И чтобы не тратить время, предлагаем вам сразу ознакомиться с пакетом документов, которые необходимо будет собрать по Стандарту. 

Первый вопрос. Куда именно подавать документы?

Подать заявление на получение жилищной помощи можно через:

  1. Государственную корпорацию (бывший ЦОН).
  2. Портал электронного правительства.

Если вы выбрали первый вариант, то необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление по утвержденной форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал представляется для идентификации личности заявителя).
  3. Документы, подтверждающие доходы семьи (за исключением сведений, получаемых из соответствующих государственных информационных систем).
  4. Счета о размерах ежемесячных взносов на содержание жилого дома (жилого здания).
  5. Счета на потребление коммунальных услуг.
  6. Квитанцию-счет за услуги телекоммуникаций или копия договора на оказание услуг связи.
  7. Счет о размере арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предъявленный местным исполнительным органом.

Для того чтобы получить услугу онлайн с помощью портала «электронного правительства», необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. Запрос в форме электронного документа, удостоверенный ЭЦП услугополучателя.
  2. Электронная копия документов, подтверждающих доходы семьи.
  3. Электронную копию счета о размерах ежемесячных взносов на содержание жилого дома (жилого здания).
  4. Электронную копию счета на потребление коммунальных услуг.
  5. Электронную копию квитанцию-счет за услуги телекоммуникаций или копию договора на оказание услуг связи.
  6. Электронную копию счета о размере арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предъявленного местным исполнительным органом.

Подача заявления и выдача результатов должны оказываться бесплатно, в течение 10 (десяти) календарных дней.

house 1407562 960 720

 

ОДНАКО

В результате проведенных исследований стало известно, что помимо перечисленных документов в Стандарте, вам придется предоставить дополнительные документы. И чтобы не терять время и быть во всеоружии, ознакомьтесь со списком дополнительных документов заранее:

  1. Уведомление об открытом текущем счете в банке второго уровня.
  2. Копию правоустанавливающего документа на жилище.
  3. Копию книги регистрации граждан либо адресную справку.
  4. Квитанцию – счет стоимости однофазного счетчика электрической энергии с классом точности не ниже 1 с дифференцированным учетом и контролем расхода электроэнергии по времени суток, проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах), индивидуальном жилом доме (за последний месяц).
  5. Показания общедомовых счетчиков тепла.

Еще во время анализа было обнаружено, что услуга через портал «электронного правительства» фактически не предоставляется. А все потому, что нет доступа к шлюзу «электронного правительства». Заявитель этого не зная, подает документы через портал, получает отказ и ему приходится повторно собирать все документы, чтобы подать их через Государственную корпорацию.

Помимо всего прочего, нечетко сформулированы требования к счетам о размерах ежемесячных взносов на содержание жилого дома, счетам на потребление коммунальных услуг, квитанцию-счет за услуги телекоммуникаций. Не указано, за какой отчетный период нужно представлять эти документы, и требуется ли отметки об оплате.  

Смутить заявителя, может, также формулировка о необходимости предоставить счет о размере арендной платы за пользование жилищем. Непонятно, либо можно представить счет за любое арендованное жилье, в том числе у частных лиц, либо только арендованное жилье по государственной программе.

Процедура подачи документов осложняется еще и тем, что не конкретизированы отчетный период и виды доходов, при представлении документов, подтверждающих доходы семьи.

Также неудобство для заявителей создает то, что сведения об удостоверении личности, права на жилище, адресная справка, справка о доходах, документ, подтверждающий статус безработного гражданина предоставляются районному отделу занятости и социальных программ города Алматы (РОЗСП) через шлюз «электронного правительства». А так как шлюз «электронного правительства» работает с перебоями, то запрашиваемые документы не поступают в РОЗСП.

Ну и последнее — подавать заявления и документы нужно ежеквартально. А это дополнительные затраты времени и средств на сбор документов. В частности, сложно инвалидам и пенсионерам, не имеющим возможности самостоятельно передвигаться и нести дополнительные расходы.

window 1518701 960 720

          

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ

В целях решения вышеуказанных проблем, Центр развития города Алматы предлагает Управлению занятости и социальных программ города Алматы (УЗСП) следующие решения: 

Внести в Министерство национальной экономики Республики Казахстан следующие предложения:

  1. Разъяснить пункт о предоставлении счета о размере арендной платы за пользование жильем.
  2. Уточнить какие именно виды доходов следует учитывать и подтверждать.
  3. Четко указать отчетный период и необходимость отметки об оплате для счетов за коммунальные услуги.
  4. Исключить в приложении №1 Стандарта сведения о составе семьи. Сведения, указываемые в приложение №1 подтверждать данными из единой информационной системы «Город».
  5. Пересмотреть Правила исчисления совокупного дохода семьи (гражданина), претендующей на получение жилищной помощи в части видов дохода, подлежащих учету при получении услуги.

Маслихату города Алматы:

  1. Пересмотреть расчетный период предоставления государственной услуги «Назначение жилищной помощи» 1 раз в полугодие (т. е. в летнее время и в отопительный сезон).

Управлению занятости и социальных программ города Алматы:

  1. Рассмотреть возможность внесения других способов информирования об оказании государственной услуги (телефонный звонок, SMS, email, портал).
  2. Разработать методику по расчету размера выплат жилищной помощи.
  3. Сведения о доходах семьи подтверждать исключительно данными из автоматизированных информационных систем.
  4. Не запрашивать уведомление об открытом текущем счете в банке второго уровня. Ответственность за правильностью заполнения реквизитов банковского счета возложить на заявителя.

Упрощение при получении правоустанавливающих документов на жилье, можно решить путем интеграции информационных систем Департамента юстиции по г.Алматы и УЗСП при получении технических характеристик на жилье.

Более того, следует рассмотреть возможность получения информации по оплаченным счетам за коммунальные услуги от АО «АЛСЕКО», АО «Казахтелеком» и ТОО «ИВЦ». А также получение расчетов среднего значения тарифа по теплу напрямую через ТОО «АЛТС», т. к. показатели общедомовых счетчиков тепла находятся в труднодоступных местах (подвал) и не все заявители имеют возможность снять показатели с данных приборов.

Таким образом, получение государственной услуги «Назначение жилищной помощи» станет более комфортным и удобным за счет сокращения перечня документов с 13 до 8 и сокращения срока предоставления услуги с 10 календарных дней до 5 дней.

 

Наши партнеры