Много поступает обращений по поводу реконструкции трамвайного депо.

Как вы знаете в августе прошлого года Центр развития города Алматы провел конкурс на создание Концепции общественного пространства на территории бывшего трамвайного депо. В конкурсе приняли участие 23 проекта с проектами из 14 городов, 4 стран.

16 октября 2016 года завершился конкурс, подведены итоги общественного онлайн-голосования, также проведена экспертная оценка проектов. В итоге определен топ 6 проектов.

Однако проекты, которые мы получили, по мнению экспертов и города, были не совсем доработанными и, главное, – слишком дорогими. «Испытание бюджетом» не прошел ни один конкурсант. К примеру, предлагаемая стоимость многофункционального комплекса «DEPO Evolution Park» составила 3,5 млрд тенге, политехнического музея - 4 млрд, а стоимость детской страны «Кидзания» — 4,8 млрд тенге. Это 1% бюджета Алматы, больше половины всех средств города, направленных на культуру города или же строительство и оборудование больницы минимум на 500 койко-мест.

Впоследствии авторы проектов по собственной инициативе объединились. Первая группа — «Политехнический музей» и «Парк depot». Вторая — «Парк отдыха и развлечений дЭпо», «Кидзания», «Музей общественного транспорта», «парк АлматыDepo».

В итоге образовались 2 коллаборации, проработавшие совершенно новые проекты. Это:

  1. Многофункциональный комплекс «DEPO Evolution Park»
  2. Музей науки и искусства «Art and science museum»

Два новых концепта не оценивались по критериям конкурса и в феврале были рассмотрены на Техническом совете города Алматы. По регламенту, прежде чем проект будет вынесен на Градсовет, его должен одобрить Техсовет и дать заключение по качеству, соответствию Генеральному плану г.Алматы, строительным нормам и пр.

В итоге Технический совет одобрил оба проекта, но рекомендовал объединить проекты, ввиду схожести архитектурных решений. Ведь оба проекта предполагают музей, политехнический или транспортный, окружённые выставочными павильонами, лекториями и коворкингами.

Однако авторы рекомендации не приняли. Возможно, сыграли свою роль амбиции авторов и архитекторов. И их можно понять. Люди вложили в проект душу, время, деньги. Поэтому процесс выбора проекта-победителя затянулся.

По сути проект обустройства территории депо затрагивают все сферы деятельности — образование, культуру, здоровый образ жизни, благоустройство территории, торговлю. В связи с этим сложно было определить, кто будет администратором проекта со стороны акимата. Проект социальный и многофункциональный. Кто может объединить в себе все эти направления? Внутренняя политика или молодежная политика.

Как раз в это время была разработана Дорожная карта поддержки молодежи города Алматы на 2017–2020 гг., которая предусматривала создание молодежного лофта. Выбор стал очевидным. Сегодня администратором проекта от акимата города Алматы определено Управление по вопросам молодежной политики.

На Общественный совет на этой неделе пригласят выступить авторов обоих проектов, и будет определен эскиз, по которому будет производиться реконструкция. Дальше в конкурсе на передачу в доверительное управление этим проектом, как мы и говорили в самом начале, смогут принять участие как сами авторы проектов, так и все желающие.

Как мы говорили ранее, авторы проекта совместно с ЦРА будут осуществлять авторский надзор. Мы и дальше будем консультировать участников на всех этапах. Сейчас, к примеру, мы провели расчеты первого этапа реконструкции – это ремонт 2-х- и части 5-тиэтажного здания. Этим летом Управление по вопросам молодежной политики готово начать ремонт этих объектов в два этапа: текущий ремонт здания и капитальный ремонт, который будет профинансирован городом. Связано это с тем, что в обоих проектах нет устойчивого финансирования для капитальных затрат. И поэтому город эти затраты берет на себя.

Второй этап предполагает сейсморегулирование и капитальный ремонт основных зданий. В процессе одновременно будет разработана концепция ГЧП по передаче объекта в доверительное управление без права выкупа. Как мы знаем, государство — не всегда эффективный менеджер, а управление проектом должно строиться на основе рыночных механизмов.

Если посмотреть международный опыт, в Барселоне, к примеру, на базе старинного здания музея действует подобный проект — FabLab. За 3 года своей деятельности они применяли 3 разные модели финансирования и в итоге все равно вернулись к государственной поддержке.

Как Вы знаете, государственно-частное партнерство, получив широкое распространение в мире, зарекомендовало себя как один из возможных и эффективных механизмов по привлечению субъектов частного предпринимательства к реализации общественно значимых проектов. ГЧП предполагает разделение рисков и выгод между государством и частным инвестором. К примеру, в прошлом году с элементами ГЧП открыто 4 детских сада. Возведено свыше 133 спортивных и игровых площадок. Мы видим, что подобный механизм сработает и здесь. Ведь стоит отметить высокую социальную ответственность, поддержку нуждающихся сограждан алматинскими бизнесменами.

Как видите, данный проект беспрецедентный. Между тем проекту депо дана высокая международная оценка. Механизмы и индикаторы программы включены в специальный раздел ежегодного отчета по городам Юго-восточной Азии ЭСКАТО и ООН-Хабитат (Программы ООН по населенным пунктам) как лучшая практика по развитию городских территорий.

Быть первым не всегда легко, но мы будем продолжать вести этот проект, как и все другие.

Наши партнеры